Вы просматриваете: Главная > Культурная жизнь > ЧАБАН ИЗ АЛЕКСАНДРОВА МЕЧТАЕТ ВОЗРОДИТЬ ОВЦЕВОДСТВО НА СЕННЕНЩИНЕ.

ЧАБАН ИЗ АЛЕКСАНДРОВА МЕЧТАЕТ ВОЗРОДИТЬ ОВЦЕВОДСТВО НА СЕННЕНЩИНЕ.

ЧАБАН ИЗ АЛЕКСАНДРОВА МЕЧТАЕТ ВОЗРОДИТЬ ОВЦЕВОДСТВО НА СЕННЕНЩИНЕ.ЧАБАН ИЗ АЛЕКСАНДРОВА МЕЧТАЕТ ВОЗРОДИТЬ ОВЦЕВОДСТВО НА СЕННЕНЩИНЕ.Овцы и бараны – сегодня редкие гости на сенненских подворьях. Более привычные для нас коровы, свиньи, куры… И зря, уверен житель деревни Александрова Сенненского района Николай Приставко. Баранина – это не только полезное мясо, но и ценное сырьё в виде шерсти, кожи. Овчинка выделки стоит. Только вот этого почему-то не видят в Беларуси.

“Овечка вокруг человечка”, — моя бабушка часто пользовалась этой поговоркой, ведь когда-то овец держали фактически на каждом крестьянском подворье. Для семьи они были источником мяса и шерсти. Теплые крестьянские кожухи, валенки, шерстяные изделия согревали даже в самые морозные дни, а овечий жир помогал от простудных заболеваний.

В селах района можно было встретить даже стадо овец. Семья держала на подворье не по 2-3 головы, а по 10-12. Но в последнее время количество желающих разводить это животное значительно уменьшилась.

В районе осталось немного людей, которые держат овец. Причем, сказать, что они занимаются овцеводством, нельзя. Чаще люди именно держат скот для удовлетворения своих нужд: ради мяса, в редких случаях — ради шерсти.

У Николая Приставки из деревни Александрова Студзёнкаўскага сельсовета небольшой группа: на зиму оставил две авечачкі и барана. К весне стадо пополнится и будет составлять около 8 голов. Николай Сергеевич — единственный в деревне любитель баранины.

На протяжении 32-х лет мужчина разводит овец. Всю жизнь родители занимались этим делом, поэтому и учиться было у кого. «Старые люди очень ценили овец, ведь животное и одевала, и обувала, и кормила, — рассуждает Николай Приставка. — Какие теплые свитера, жилеты, чулки, носки вязала нам мать! Нынешняя молодежь этого вряд ли знает. Детям родители старались отдать самое лучшее. Долгое время был у нас красивый белый баран. Мать даже баню топило, мыло того барана, помогала ему обсохнуть. И все для того, чтобы состричь чистую шерсть и связать внукам белоснежные варежки».

Мужчина про овец знает буквально все: как ухаживать, чем кормить, в каких условиях держать, в какое время и как стричь, если обновлять потомства и многое другое. Маленьким общинам даже сам делает прививки. «Раньше животное меньше болела, — говорит мужчина. — Овцы лекарства себе находили в природе. Если паслись в общем стаде, то им и свободы было больше. Поле, пространство, полезная трава буквально, как говорят, под ногами. А сейчас — на цепи. Хотя я и стараюсь менять им пастбище, но это уже не то».

Зима для овец не лучшее время. Большую часть суток они находятся в сарае. Бывает хозяин выпускает скот походить по двору, ибо, как он утверждает, овцы холода не боятся, им опасно находиться на сквозняке. Только самок перед акотам на холод не выводить, жалеет.

Овца — животное не прихотлива. Летом будет скубсці траву, зимой рада сену. Николай Сергеевич своих питомцев иногда балует: дает хлеб, из леса может принести ветки осиннике, «…чтобы животное и листочек вкусили».

Николай Приставка держит овец исключительно ради мяса. На продажу оно не идет, хватает только для своей семьи. Хорошему человеку для поправки здоровья баранину или овечий жир Николай Сергеевич и даром дает. И с шерстью сегодня никаких сложностей не возникает. Если раньше ее возил чесать в Сенно или Богушевск, сдавал заготовителям, то сейчас просто уничтожает. А куда ее денешь? Аўчынкі также нигде не принимают, и собирать их нет смысла. «До меня когда-то в очередь записывались, чтобы приобрести аўчынку, — рассказывает мужчина. — Как они тогда ценились! А сейчас такая ценность пропадает. А было же время, когда для армии шили теплые шерстяные шинели. Сейчас на смену натуральной ткани пришел сінтэпон. В свитера добавляют синтетические нити. Носите на здоровье! А будет ли он теплее и для здоровья лучше, чем тот, что связан из шерсти?!»

 Много чего изменилось с тех времен, когда общественные хозяйства избавились от овец, ссылаючыся на убыточность отрасли. Сегодня государством не востребована шерсть, не обрабатываются аўчынкі. Даже мясокомбинаты с бараниной, можно сказать, не работают. Жаль, ведь в бараніне содержится низкое количество холестерина. В то же время она более калорийная, чем ялаві-чино.

Потеряно много. На государственном уровне ведутся разговоры о развитии рыбоводства, пчеловодства. Не лишним было бы повысить статус овцеводства — она заслуживает того.

Алла ЯКОВЛЕВА.

Фото автора.

 

Обсуждение закрыто.