Вы просматриваете: Главная > Культурная жизнь > “Мажулеўскія встречи”. Одна из сенненских деревушек собрала земляков с просторов бывшего СССР .

“Мажулеўскія встречи”. Одна из сенненских деревушек собрала земляков с просторов бывшего СССР .

“Мажулеўскія сустрэчы”.   Адна з сенненскіх вёсачак сабрала землякоў з абшараў былога СССР .Родительская хата. Родная деревня. Чем дальше человек от места своего рождения, тем чаще он вспоминает его, наведывается в родные места, где родился, где прошло басаногае детства.

Последние из мажулеўцаў

В нашей деревне Мажулева Нямойтаўскага сельсовета когда-то насчитывалось 25 дворов, в них проживало не менее 90 человек. В каждом доме было трое-четверо детей.

Прошли годы, дети выросли, и, как птенцы разлетаются из родного гнезда, так и они разъехались по бывшему СССР. А что было делать, если деревню признали неперспективной, любое строительства (производственное, жилищное) остановили. Сегодня в Мажулеве живет только одна семья: Антон Федорович и Нина Федоровна Шибеко. Им уже за 80. Тем не менее, они обрабатывают небольшой участок земли, держат поросенка, кур. Возможно, бросили бы заниматься хозяйством, если бы не помощь детей. Алла и Наталья живут в Сенно, к родителям приезжают постоянно, Иван — минчанин, поэтому наведывается изредка.

Антон Федорович 40 лет отработал в колхозе имени Ленина трактористом. На время жатвы садился за штурвал комбайна. Нина Федоровна была полеводов. Ее руки претерпели много работы: брали лен, сушили и складывали сено, копали картошку. Вместе с родителями выходили в поле все деревенские дети. С детства они привыкали к работе, росли с высокой ответственностью к делу.

Есть идея

Ухоженный домик Шыбекаў на въезде в Мажулева как бы говорит — деревня еще жива. Дальше, правда, через асфальт, некогда положенный по деревенской улице, пробивается трава, на месте большинства усадеб — одичавшие сады. Деревня немного оживает летом. Как дачи используют родительские усадьбы Зоя Визнер, Зина Бабянок, Люда Цялаш — жительницы Орши.

Там же живет и Нина Визнер. Однажды мне довелось встретиться с ней в Орше. Долго вспоминали прошлое, земляков. В конце концов решили организовать встречу мажулеўцаў. Определили для этого место — родная деревня, время — Троица. Дело в том, что бывшие мажулеўцы даже на кладбище предков наведываются в разное время: кто-то на Пасху, кто — то- на Радуницу. По этой причине встретиться удается редко кому.

Начались поиски земляков. В итоге на встречу в родную деревню приехали 24 человека. Повзрослевшие, пастарэўшыя — мы обнимались, целовались, плакали. Если первое эмоциональное напряжение прошло, направились на сельское кладбище. Постояли у могил своих родных, убрали их. А когда вернулись в деревню, накрыли во дворе Зои Визнер большой общий стол. В застолье долго вели душевные разговоры, смеялись и плакали, пели и танцевали. А больше всего было воспоминаний о прошлом, рассказал о сегодняшней жизни.

 По всему миру

Галина Вербицкая поехала в Москву в 15 лет. Со сверстниками не виделась 40 лет. Ее подругам Зинаиде Пинчук и Области Гардзецкай также было о чем поговорить. А потому их встреча продолжалась в Орше. Мажулеўская москвичка была в восторге от Беларуси, от чистоты и красоты нашей природы, наших городов. Не зря у нее появилась мысль переехать из Москвы в Оршу, как это сделала сестра, которая долгое время жила в сибирском Уренгое. Их родительского дома уже нет. Остались только память о ней да камень на месте постройки. Разве от такого не заплачаш? Сестры благодарны землякам, которые ухаживают могилу матери в их отсутствие, Зои Визнер — в ней находят приют, когда приезжают.

Галина Гардзецкая с сестрой Ирой приезжали в Мажулева к дедушке. В деревне прошли их детство, юность. Участники встречи помнят веселую, озорное Галю и спокойную, благоразумную Иру. Девушки-красавицы не знали, как «отбиться» от местных кавалеров. Давно ушли из жизни их родители, дедушка. На месте его усадьбы — одичалый сад. А сестры живут в Витебске.

Нелегкая судьба выпала на долю Нины Визнер. Ее мать одна воспитывала троих детей. Поэтому им пришлось познать крестьянскую работу с косой, топором, плугом. Нина рано стала работать нянькой у чужих людей. Полученные сладкие лакомства всегда везла младшим сестрам. Ей всю жизнь пришлось кого-то ухаживать: много лет парализованного мужа, потом — старенькую мать, которая перенесла инсульт, сейчас — сестру. Тем не менее, в свои 68 лет она полна жизненной энергии и оптимизма. А какие Нина готовит пирожки с разной начинкой — любому кулінару фору даст! Ее способности хорошо знают многие жители Орши, их оценили и земляки, которые собрались в Мажулеве. И это не единственное увлечение Нины. Она следит за судьбами земляков. Именно Нина отыскала в Витебском районе свою ровесницу Тамару Красноўскую, которая навсегда покинула деревню после окончания медучилище 50 лет назад. С каким восторгом мы, подростки, смотрели тогда на нее: умная, красивая, платье в горошину…

После окончания Пурплеўскай восьмигодки показалась за знаниями в среднюю школу Абольцаў Нина Пинчук. Жила в одиноких престарелых, ухаживала за ним. Когда получила специальность экономиста, работала в Орше на фабрике «Рассвет» до выхода на пенсию.

Из Новолукомля на встречу земляков приехал Василий Цялаш, из Борисова — его сестра Рая. Они тоже выросли без отца.

Откликнулась на наше приглашение встретиться Мария Визнер. В последние годы она редко приезжает на родину — не позволяет состояние здоровья. По этой же причине все реже наведывается в деревню Семен Бабянок. Братья Мірановічы, жители Санкт-Петербурга, бывают в Мажулеве только на Пасху.

Мы, младшее поколение мажулеўцаў, некогда в выходные дни с особым нетерпением ждали поезд, чтобы встретить с поезда своих старших односельчан, которые жили в городах. Они также помнили о нас, везли детям свежий батон, конфеты, вкус которых помнится до сей поры.

Еще не так давно в наших деревнях жили носители трех-пяти фамилий. Так было и в Мажулеве. Работая в аргаддзеле, а потом в управлении по труду и занятости Сенненского райисполкома, мне приходилось иметь дело не только с людьми, часто — с документами. По фамилиям я предполагала откуда приехал человек. Разумеется, по этому же принципу узнавала людей, корни которых происходят из Мажулева.

Время встречи подходил к своему завершению. Нужно было разъезжаться, а разговора все не заканчивались. В конце концов мы договорились сделать наши встречи регулярными — приезжать на Пасху в родную деревню с нашими детьми и внуками.

Галина ШИНКЕВИЧ (Пинчук),

жительница Сенно.

НА СНИМКЕ: мажулеўцы на родной земле.

Обсуждение закрыто.