100 тысяч поляков вышли на демонстрации против судебной реформы
После принятия Сеймом страны противоречивого закона о Верховный суд в рамках проведения судебной реформы.
Об этом сообщает Wyborcza.
Крупнейшая демонстрация проходила в Варшаве, мэрия сообщила, что на улицах собрались около 50 тысяч человек купить 1c. Полиция приводит гораздо меньшие цифры — 14 тысяч.
Акции протеста проходили также в Познани, Вроцлаве, Лодзи, Кракове, Щецине и в десятках других городов по всей стране. Всего в протестах приняли участие более 100 тысяч человек.
Участники демонстраций требовали от президента страны Анджея Дуды ветировать принятый Сеймом законопроект, который предусматривает освобождение всех нынешних судей Верховного суда и назначение министром юстиции исполняющих обязанности на их место.
Законопроект еще должен принять Сенат (верхняя палата парламента), не исключено, что голосование состоится уже сегодня.
В соответствии с предлагаемой реформой, Верховный суд страны будет подчиняться Министерству юстиции. Глава Минюст сможет самостоятельно назначать председателей апелляционных и окружных судов, без консультаций с представителями органов правосудия.
Также закон предоставляет депутатам роль в выборе членов Национального судебного совета — органа, который назначает судей.
Туск: «Предлагаемая властями судебная реформа подрывает репутацию Польши»
Последние действия польских властей, в частности, предлагаемая судебная реформа, ставят репутацию Польши под угрозу.
Об этом говорится в заявлении президента Европейского совета, экс-премьера Польши Дональда Туска, опубликованном на сайте Европейского совета.
По его словам, он предложил президенту Польши Анджею Дуде провести встречу, на которой обсудить политический кризис в стране.
«Мы по-разному оцениваем то, что предлагает правящая партия. По моему убеждению, последние ее действия противоречат европейским ценностям и стандартам и подвергают нашу репутацию на опасность», — заявил Туск.
«Эти действия переносят нас во времени и пространстве в прошлое и на Восток», — добавил он.
По его словам, уже давно про Польшу не говорили на Западе так долго и так плохо.
«Мы можем остановить эту опасную тенденцию, но это требует диалога, готовности к разговору и быстрых решений», — говорится в заявлении.
«Подчинение судов руководящей партии в способ,я к то предлагает „Право и справедливость“ разрушит и без того подмоченную репутацию польской демократии», — отметил Туск.
Сейм Польши окончательно принял противоречивый закон о судоустройстве
Сейм Польши в третьем окончательном чтении, несмотря на протесты, принял закон о Верховный суд.
Об этом сообщает RMF24.
За принятие закона проголосовали 235 депутатов, против — 192, еще 23 воздержались.
Следующим этапом принятия документа станет голосование в Сенате, затем – подписание президентом.
Сообщается. Что документ уже сегодня рассмотрит комиссия Сената по правам человека, верховенства права и петиций, а уже завтра может быть голосование.
Оппозиция обещает, что попытается заблокировать закон в Сенате.
Бурное обсуждение законопроекта продолжалось в Сейме несколько дней до глубокой ночи. Оппозиция считает документ «покушением на демократию» в стране. Его принятие супроджувалося массовыми протестами. Документ встретил критику и за рубежом.
Согласно ему, Верховный суд страны будет подчиняться министерству юстиции. Глава минюст сможет самостоятельно назначать председателей апелляционных и окружных судов, без консультаций с представителями органов правосудия. Также закон предоставляет депутатам роль в выборе членов Национального судебного совета — органа, который назначает судей.
Польша считает, что ЕС необоснованно критикует судебную реформу
Министерство иностранных дел Польши считает преждевременной критику вице-президента Еврокомиссии Франса Тіммерманса на адрес польской судебной реформы.
Об этом говорится в заявлении МИД Польши, опубликованном на сайте 19 июля.
В среду Франс Тіммерманс пригрозил начать процедуру привлечения к ответственности за нарушение законодательства ЕС, если судебная реформа будет внедрена в ее нынешнем виде.
«Такая реакция является необоснованной и неоправданной, поскольку процесс реформирования польской судебной системы только начался. Эта действие является преждевременной», — говорится в заявлении польского МИД.
Министерство утверждает, что Польша в течение многих месяцев ведет диалог с международными организациями в деле изменений в судебной системе.
«Польша готова вести диалог с Европейской комиссией, придерживаясь принципов суверенитета государства-члена ЕС», — подчеркнули в дипвідомстві.
Однако, считают в польском МИД, такому диалогу не способствует указания Еврокомиссией с кем из правительства она хочет разговаривать и выдвижение ультимативных сроков слушания конституционных министров в Брюсселе».
Судебная реформа вылилась в протесты: Польша идет на обострение конфликта с ЕС
Массовые протесты вновь вернулись к Польше.
Теперь причиной возмущения оппозиции и немалой части общества стал проект судебной реформы, который рассматривают польские парламентарии.
Проект предусматривает принципиальное изменение принципов назначения и отправления в отставку глав судов. Если сейчас судей назначает Национальный судебный совет, то предлагается отдать эти полномочия министру юстиции (с недавних пор он также исполняет полномочия генерального прокурора).
Но и это не все. Предлагается установить политический контроль за деятельностью Национального судебного совета. В частности, назначение членов этого совета может отойти к депутатам Сейма. Конечно, в нынешней ситуации, когда правящая партия «Право и справедливость» имеет большинство в парламенте, такие изменения означают полный контроль правящей партии над судебной системой страны.
На такие инициативы уже отреагировали в Еврокомиссии: Польшу призвали отложить проведение судебной реформы, пригрозив возможным наказанием. «Эти законы значительно повышают системные угрозы для верховенства права… Они уничтожат независимость судов и поставят судебную систему под полный политический контроль правительства», – заявил первый вице-президент Европейской комиссии Франс Тіммерманс.
Однако более важным является то, что такие изменения вновь возмутили немалую часть общества.
Если ранее польские эксперты предполагали, что протестные настроения в стране существенно уменьшились, а главное – не стоит ожидать массовых акций как минимум до осени, то атака на независимость судебной власти все изменила.
Протесты начались с прошлых выходных – еще в воскресенье в центре Варшавы митинговали около 5 тыс. лиц. Несмотря на ожидания, протестующие не разошлись – сейчас палатки установлены под Сеймом, где идет обсуждение судебной реформы.
Стоит признать: за два года правления Пис уже были прецеденты, когда власть была вынуждена идти на уступки. Например, осенью прошлого года планы правительства окончательно запретить аборты и ввести за них уголовную ответственность вылились в масштабные протесты, которые получили название #CzarnyProtest.
Как следствие, эта инициатива была отозвана на дальнейшую доработку и пока о ее возвращении в Сейм не говорится.
И удастся ли сейчас повторить прошлогодний успех? Прежде всего, инициатива Пис уже вызвала стойкое неприятие в Брюсселе. Атака на независимость судебной власти – вызов, смириться с которым в ЕС никак не смогут.
Тем более, что такие планы критикуют и внутри страны. С тех самых причин.
Острые дискуссии, что в последние дни происходили в Сейме, показывают: в правящей партии постепенно сдают нервы. Показательный момент – истерический спич президента Пис Ярослава Качиньского. В ответ на тезис, что подобные нормы не продвигали даже во времена покойного президента Леха Качиньского, его брат ответил: «Не вытирайте своих предательских морд фамилией моего святой памяти брата. Вы его уничтожали, убили, вы канальї!!».
Однако более важным является другой показатель. В среду президент Польши Анджей Дуда вдруг заявил, что не будет подписывать такой законопроект. Он требует его корректировки, чтобы сделать реформу более демократичной.
Впрочем, польский президент не имеет репутации самостоятельного политика. Поэтому его инициативы следует рассматривать в контексте маневров правящей коалиции, которая ищет возможности преодолеть сопротивление своим инициативам.
Тем более, что президентские тезисы отнюдь не выглядят отступлением. Скорее, попыткой протащить реформу, уступив незначительными изменениями.
Анджей Дуда предлагает альтернативный проект закона. Ключевая разница – за ним члены Национального судебного совета должны избираться не простым большинством, а 3/5 депутатских голосов. По мнению Дуды, такая система уже не позволит говорить о монополии власти, ведь ни одна парламентская фракция не будет иметь достаточного количества голосов, чтобы самостоятельно голосовать за назначение судей.
Все другие инициативы, в том числе относительно нового механизма назначения судей, остаются неизменными.
Противники судебной реформы считают, что Пис вполне способен привлечь необходимое количество голосов. Сама правящая партия пока имеет 234 «штыки», тогда как для назначения судей по новой схеме нужно 276 голосов.
Еще 32 голоса Пис может получить, привлекая депутатов праворадикальной партии Kukiz ’15. Остается еще 10 депутатских голосов, но их можно найти как среди внефракционных, так и найдя «союзников» среди отдельных депутатов оппозиционных сил.
А значит, предложенные президентом Дудой изменения несколько усложняют контроль за судебной властью, но не решают самой проблемы.
Тем более, подобные изменения могут иметь долгосрочные последствия. В том числе – и для Украины.
Дело в том, что инициатива существенно увеличивает стоимость «золотой акции», что имеет Kukiz ’15.
Депутаты этой фракции уже давно рассматривались Пис в качестве потенциальных союзников. Однако есть вопрос: какой будет цена этого союза?
Программа Kukiz ’15 более популистская, чем Пис, а главное – более недружественная к Украины. Если в самой Песни есть разные взгляды на будущее отношений с Украиной, то любой альянс с Kukiz ’15 укрепляет позиции крайних правых. Тех самых, которые выставляют Украине исторические счета и грозятся не пускать ее в ЕС с Бандерой.
Если в Пис это одна из позиций, то в Kukiz’15 – мейнстрим.
А соответственно, курс Польши уже в скором времени может стать еще более недружественным к Украине.
Впрочем, реалистичность такого сценария сейчас решается как на улицах Варшавы, так и в коридорах Брюсселя.
Будет ли ЕС к принципиальным инициатив польской власти, которые они уже назвали антидемократическими? Способен ли ЕС принять непростое решение о наказании Польши?
Последнее будет нелегко сделать, ведь такое решение могут блокировать другие восточноевропейские страны, например Венгрия, опасаясь, что они будут следующими в очереди на санкции.
И самое главное – сможет ли оппозиция объяснить обществу важность защиты независимой судебной власти?
Не исключено, что события следующих дней станут ключевыми в этом противостоянии.