Ее дед воевал под Сянном в 1941 году. А отец освобождал Сенненшчыну в 1944-м
Этот материал подготовлен на основе материалов, присланных в прошлом году в районный совет ветеранов жительницей Минска Татьяной Анісімаўнай Майстренко, после появления публикаций в печати, сюжетов в телеэфире по поводу установления в Сенно памятника в честь танкистов и танковой битвы 1941 года. Участником ее был дед автора письма, подполковник Михаил Хромченко, начальник штаба 13-й танковой дивизии 5-го механизированного корпуса. В 1944 году в освобождении Сенно в составе 215-й стрелковой дивизии 618 полка 5-й армии принимал участие Анисим Пецярбурцаў, отец Татьяны Майстренко.
Семейное гнездо Хромчанкі — деревня Монастырек, которая раскинулась на левом берегу Сажа в Чериковском районе. Сосновые леса, богатые на грибы и ягоды, луга, напоеныя ароматным разнотравьем с ранней весны до поздней осени, да река, полная рыбы, которую местные мальчишки добывали чуть ли не руками. Так что семья Хромчанкаў, в которой было четверо детей, недостачи да и голода не знала никогда. А вот работать приходилось много с самого детства.
Михаил родился в 1903 году и был третьим ребенка; Прасковья, мать Онисима Пецярбурцава, — в 1877 году, она была старшая в семье. И дяде, и племяннику выпало на долю пройти фронтовыми дорогами войны. И не одной. Анисим понюхал пороха и во время советско-финского конфликта.
Михаил Хромченко
Он любил технику, любил армию и стал профессиональным военным. В 1929 году окончил так называемые Кремлевские курсы. Через десять лет — уже майор-танкист. Служит в Чите. В мае 1940 года Михаил Хромченко получает назначение на должность начальника штаба 13-й танковой дивизии Забайкальской военного округа и очередное звание.
До начала войны оставалось чуть больше года.
Лепельский контрудар
Наносился силами 7-го и 5-го механизированных корпусов в полосе 20-й армии Западного фронта. 13-я танковая дивизия начала наступление в 5 часов 6 июля. Враг сопротивления фактически не оказывал, но темпы движения были низкие — ночью прошел проливной дождь. Только на подходе к Масюкоў да Абольцаў танкисты встретили организованное сопротивление, сломали его и в 20.00 вышли на рубеж Замошье — Обольцы. Еще более успешно наступала 17-я дивизия, которая к концу дня закрепилась в районе Серкуцей и Будна.
Заканчивалось топливо. Пополнить его запасы за ночь не удалось, так как калёсная техника пройти не смогла. Отставали войска второго эшелона. Их постоянно атаковала авиация немцев. Чтобы продолжать наступление, было решено слить топливо из части танков и обеспечить им те машины, что могли продолжать наступление. В результате в течение 7 июля соединения и палки 5-го мехкорпуса вышли на рубеж Уздорнікі — Антаполле. Из показаний пленных немцев стало понятно, что противник активно наступает в направлении Бешенковичей и Витебска.
Утром 8 июня соединения мехкорпуса возобновили наступление. Несмотря на то, что советским войскам, которые находились в центре контрудара, так и не удалось форсировать Чарнагосціцу, несмотря на успешные действия немцев в районе Сенно. Командование корпуса поставило задачу — к концу дня овладеть Лепелем.
Сначала 17-я танковая дивизия успешно продвигалась к поставленной цели, однако вечером немцы со стороны Сенно нанесли по ней сильный удар. Жесткий танковый бой шел в районе Дубнякоў, в. Гразіна, Малой Белице. Не получив преимущества, немцы перенесли наступление в направлении Речица — Рясна, чтобы обойти корпус. Создалась реальная угроза захвата командного пункта корпуса. Ее, правда, удалось устранить с помощью резервных сил. Немцы не переставали атаковать 17-ю дивизию. Неся тяжелые потери, она отошла к Малой Белице. А вот 17-й мотострелковый полк сам удачно атаковал немцев в направлении Староселья. Но затем попал под удар немецкого десанта и оказался в полном окружении. Вынуждена была отойти в район Рыжанкі, совхоз Відокі, Осиновка 13-я танковая дивизия.
На следующий день, 9 июля, советские войска снова пытались возобновить наступление в направлении Лепеля. Немцы контратаковали. И не только под Сянном. Вечером они вышли на западную окраину Витебска.
Началось отступление. Войскам 5-го мехкорпуса, в том числе 13-й танковой дивизии, где начальником штаба был подполковник Михаил Хромченко, пришлось отходить в направлении Орши. Используя ночное время, лесные массивы, выставляя заслоны, соединения и части корпуса 11 июля вышли из боя, оторвались от врага и сконцентрировались в районе населенных пунктов Орехи, Хлусово, Асіпоўка.
15, 16 июля 5-й механизированный
корпус вместе с другими частями участвовал в контрудары в районе города Красный, что на юге от Смоленска. Поспешно подготовленный, без должных материальных ресурсов, он также не достиг поставленной цели. Немцы продолжали наступать на Смоленск. Как сложилась судьба Хромчанкі? Подполковник пропал без вести в октябре 1941 года. Но об этом родные даведался уже после войны.
Операция «Багратион»
Не знал о судьбе дяди и Анисим Пецярбурцаў. Даже в 1944 году, когда в составе 215-й мотострелковой дивизии участвовал в освобождении Беларуси и Сенненшчыны. Накануне операции «Багратион» часть, где он служил, дислоцировалась недалеко от Асінторфа. Потом были освобождены Богушевск, Студенка, Сенно. Военный путь лежал дальше на Запад с жорскімі боями в Прибалтике. Под Вильнюсом погиб его друга, один из освободителей Сенно, командир батальона, старший лейтенант Николай Коляда. В Восточной Пруссии тяжелое ранение получил старший сержант Анисим Пецярбурцаў.
Участник двух войн, кавалер орденов Красной Звезды и Великой Отечественной войны он и в мирное время свое дело делал надежно, по-военному точно. В результате, инвалиду войны было присвоено звание «Почетный железнодорожник».
Анисим Міхеевіч Пецярбурцаў размер в 2009 году. Похоронен в Минске. Его родные, как и потомки Михаила Хромчанкі с гордостью помнят своих героев. На встречах, которые хоть и редко, но все же происходят, всегда вспоминают их.
Л. ІЎЕЎ.
На снимках: Михаил Хромченко с дочерью Ольгой в 1940 году; Анисим Пецярбурцаў, 2005 год.