Вы просматриваете: Главная > Социальная жизнь > Круглый стол. Преодолеть стереотипы

Круглый стол. Преодолеть стереотипы

Круглый стол. Преодолеть стереотипыОбластная организация Белорусского общества Красного Креста, при поддержке комиссии по делам несовершеннолетних Витебского облисполкома, получила от представительства Международного детского фонда в Республике Беларусь целевое финансирование для реализации проекта «Нет насилию над детьми». Цель проекта – формирование негативного отношения к фактам насилия над детьми в взрослых, воспитывающих детей, путём проведения информационной кампании в регионах области.

В рамках реализации проекта в нашем районе прошло заседание круглого стола «Профилактика жестокого обращения с детьми» с участием родителей, сотрудников ИДН, КДН, отдела образования, территориального центра социального обслуживания населения, учреждений образования и здравоохранения.

В обсуждении проблемы тон задавали организаторы встречи: заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Витебского облисполкома Тамара Олехнович; главный специалист по организационно-методической работе Витебской областной организации Белорусского общества Красного Креста, руководитель проекта «Нет насилию над детьми» Татьяна Дробыш; методист центра идеологической, воспитательной и социальной работы ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования» Эдуард Колдунов.

Открыла заседание круглого стола заместитель председателя райисполкома Зоя Фомина:

— Тема круглого стола очень актуально. Часто за внешним благополучием в некоторых семьях скрываются серьёзные проблемы, в том числе и насилие над детьми. Плохо то, что нередко общественность, окружающие не знают об этом. Не правилом, а исключением можно считать случай, когда после побоев отца сын обратился в милицию. В основном дети молчат. Поэтому при малейшем намёке на насилие в отношении детей, никто не должен проходить мимо. Нельзя благополучным людям не видеть глаза детей, в которых нет радости, нет жизни.

Вовремя на эту работу нас настроил Декрет №18. Хотя профилактикой мы занимались и раньше.

В доме, где живет ребенок, должны поселиться счастье и любовь. Даже если там нет особого материального достатка, но есть душевное тепло, внимание и сочувствие, ребенок будет чувствовать себя комфортно.

Т.Олехнович:

— В области на протяжении 2012 года это четвёртая встреча, на которой обсуждаются вопросы насилия над детьми. Нам становится известно все больше и больше фактов ненадлежащего обращения с детьми.

Когда мы, люди старшего возраста, были детьми и за какой-то проступок получали подзатыльник, это считалось нормальным. Ни о каком насилии никто даже не задумывался.

Но времена меняются. Наше государство одним из первых на постсоветском пространстве ратифицировало Конвенцию Организации Объединённых Наций «О правах ребенка». 19 ноября 1996 года в нашей республике был принят закон «О правах ребенка». Он запрещал всякие насильственные действия в отношении детей.

Но, как показывает жизнь, не всегда этим законом руководствуются взрослые: закон часто существует сам по себе, а поступки людей сами по себе. Например, в одном из детских учреждений соседнего с Сенненским района дети рассказали о том, что их наказывают. Мальчика за то, что он съел хлеб с сахаром, избили и привязали к батарее, чтобы не подходил к столу.

В этом году на заседании комиссии по делам несовершеннолетних Первомайского района Витебска рассматривался вопрос об уходе 15-летней девочки из дома, которая ушла, получив пощёчину от матери.

Но не только физическое воздействие является насилием. Мы недавно рассматривали заявление о насилии над ребенком совсем другого рода. Отец и мать развелись, но никак не могли поделить имущество. Все скандалы происходили на глазах сына. Причем родители никак не хотели понять, что морально травмируют ребенка.

Именно из-за жестокого отношения дети стали уходить из дома. За 2012 год в розыске по республике находится 8 детей. С 1995 года в розыске – 11 детей.

Недавно проходил республиканский семинар, посвящённый теме потерявшихся детей. Мы изучили практику работы по этому вопросу в Польше и России. В каждой из этих стран созданы соответствующие службы по розыску пропавших и профилактике их ухода их дома.

В нашем государстве для решения проблемы создана сильная законодательная база. Если каких-то рычагов воздействия не хватает, принимаются дополнительные законы. Например, Декрет №18 очень чётко определил те структуры и службы, которые несут ответственность за его выполнение.

В Сенненском районе, как нигде в облати, благодаря неравнодушной, заинтересованной позиции Зои Степановны Фоминой, работает и ширится движение женщин. Первичные женские организации принимают активное участие в работе с семьей. А именно семья, бесспорно, имеет огромное значение в становлении ребенка.

Важной является и роль педагогов, которые ближе других стоят к детям. Хотя в наше время электронных информационных технологий, в век телевидения и интернета педагогом очень нелегко воздействовать на детей словом.

Т.Дробыш:

— Витебская областная организация Белорусского общества Красного Креста участвует в осуществлении 15 мини-проектов. «Нет насилию над детьми» — один из них. Сенненская районная организация общества Красного Креста входит в число наиболее активных в Витебской области. Поэтому и было решено выбрать район для реализации части проекта. До появления этого проекта областная организация общества Красного Креста решала вопросы оказания материальной помощи детям, находящимся в социально-опасном положении, из неблагополучных, малообеспеченных семей. Реализовывались молодёжные программы, где в волонтёрскую деятельность вовлекались школьники, студентам.

В этом году мы приняли участие в конкурсе, который был объявлен представительством Международного детского фонда в Республике Беларусь, в номинации «Профилактика насилия над детьми», и выйграли. Поэтому представительство фонда выделило средства для реализации проекта «Нет насилию над детьми».

В целом проект представляет собой информационную кампанию. В его реализации также приняли участие областная комиссия по делам несовершеннолетних, Витебский институт развития образования, Витебская телерадиокампания.

В рамках проекта проведена очень большая работа. Выпущен социальный ролик, в районах прошли встречи со специалистами. Изготовлена печатная продукция. В помощь специалистам, которые будут организовывать работу по профилактике насилия над детьми, изданы брошюры. Наша главная цель – донести до взрослых, что дети ни в коем случае не должны подвергаться ни каким видам насилия; обратить внимание взрослых на то, как они обращаются с детьми, на то, что даже грубое слово или невнимание к ребёнку являются актами насилия. А ведь дети – это та категория населения, которая не имеет достаточно сил и средств, чтобы противостоять насилию.

Если мы хотим вырастить достойных граждан, тех людей, которые потом сами смогут строить свое будущее и стремиться к достойной жизни, то, начиная с младенческого возраста, мы должны относиться к ним, как к личностям, и, конечно, не допускать никакого насилия.

Эта тема очень актуально во всём мире. 275 млн. детей являются жертвами насилия. На самом деле эту цифру надо увеличивать в разы, потому что многие факты насилия остаются неизвестными.

У всех на слуху выражение — «Дети – наше будущее». Каким мы хотим видеть это будущее, так и должны к нему относиться. По данным научных исследований, дети, которые подвергаются насилию, развиваются медленнее и становятся гораздо менее успешными в жизни, чем те, которые насилию не подвергались. Научно доказано, что родители, которые постоянно ругают своих детей и кричат на них, укорачивают им жизнь.

Насилие – это не только физическое наказание, это любое принудительное воздействие. А родители даже не задумываются о том, что приказывая что-то ребёнку, командуя им, они проявляют именно насилие. С ребенком надо договариваться, чтобы он сам хотел выполнить пожелания родителей. Взрослые злоупотребляют своей властью не только в семье, но и в школе, других учреждениях, которые посещают дети.

Мы не знаем, как иначе можно обращаться с ребенком. Потому что мы сами воспитаны на таких моделях поведения. Некоторые взрослые с умилением вспоминают, как за столом собралась большая семья, и отец мог треснуть ложкой ребенка за какую-то шалость.

Взрослые не хотят видеть того, что с изменением уровня жизни меняются и наши дети, а значит должно меняться и отношение к ним. В наше время нельзя действовать дедовскими устаревшими методами. А многие родители по-прежнему рассуждают так: меня били, и я вырос нормальным, значит, и мои дети вырастут нормальными.

И тем более никто не задумывается о том, что кроме физического существуют и другие [насилия. Это отсутствие заботы о детях, пренебрежение ими, эмоциональное, психологическое насилие, не говоря уже о сексуальном, как это не прискорбно.

Неужели родители заводят детей для того, чтобы потом совершать над ними какие-то насильственные действия. Зачастую за все неприятности и проблемы мы вымещаем зло на ребёнке. Зарплата небольшая, на работе неприятности, и мать вымещает свое недовольство на самом родном человеке, который, к тому же, не может противостоять, дать отпор.

Людям, которые по долгу своей службы призваны находиться рядом с детьми, нужно постоянно обращать внимание на возможные следы физического насилия (синяки, ссадины, царапины, ожоги). О плохом отношении к ребёнку в семье могут говорить и другие признаки. Ребенок не хочет идти домой, подолгу задерживается в школе, носит одежду не по сезону (возможно, чтобы скрыть следы физического насилия).

Физическое насилие обычно сопровождается эмоциональным. В результате происходит задержка в развитии, ребенок становится малоподвижным, агрессивным, или наоборот, стеснительным. Он боится сверстников, играет только с младшими детьми, не идет на контакт со взрослыми. Ребенок подсознательно пытается компенсировать свое тревожное состояние. Это проявляется поведенческими признаками (раскачивается, сосёт палец, грызёт ногти). А многие дети воспринимают насилие как норму жизни. Поэтому педагогам надо быть вдвойне внимательными. Таких детей преследуют страхи, кошмары, опасения темноты и так далее. Ребенок, подобен мягкой глине: каким мы его вылепим, таким он и останется. Потом исправить что-либо будет очень сложно.

Если установлены факты насилия над детьми, нужно обращаться в социально-педагогический центр, милицию, органы опеки, комиссию по делам несовершеннолетних. Можно позвонить по телефонам 101, 102, 103. Тот, кто совершает насилие над детьми, должен понести наказание.

Э.Колдунов:

— Адвокатом со стороны ребенка, в первую очередь, выступает социальный педагог. Это его основная позиция социального педагога. Он должен искать всевозможные аргументы в пользу ребенка. Но сегодня социальный педагог работает как бесплатный адвокат: он просто функционирует, а не стремится к положительному результату. Сегодня дети стали другими, их мировосприятие изменилось, они совершенно по-иному реагируют на плохое к ним отношение, и поэтому работать с ними старыми методами невозможно. Иначе мы получим самый негативный результат и только усугубим демографическую проблему.

Первая задача социального педагога – выявление фактов насилия. Здесь на помощь ему должен прийти психолог. Затем нужно учить ребенка противостоять насилию. Работая с детьми, необходимо проводить интерактивные занятия тренингового характера, на которых обязательно должен присутствовать психолог.

К тому же, социальный педагог, чтобы добиться положительного результата, должен работать не только с детьми, но и с учителями, и, даже в большей мере, с родителями. Причем общаться с родителями нужно не только в школе, но и в семье, «проникновение» в которую должно быть оговорено с родителями.

А в школе необходимо создать единое правовое поле: уравнять в правах и учителей, и детей, и родителей. Только в этом случае мы добьёмся того, что подрастающее поколение будет чувствовать себя людьми. Хотя порой бывает сложно найти взаимопонимание педагогам и родителям.

Т.Олехнович:

— Очень часто педагогу приходится действовать, нарушая правовое поле. Например, когда он знает, что мать ребенка пьяная, в доме грязно, нет дров, холодно, голодно, и ребенка нужно спасать. Тогда педагог не будет договариваться с родителями. Позовёт на помощь сотрудника милиции и пойдёт в этот дом без их согласия. Потому что нет уверенности, что ребенок в этой семье не станет жертвой плохого обращения с ним.

Т.Дробыш:

— Проект и создан для того, чтобы донести информацию до людей, чтобы они задумались о том, как рядом с ними живут дети. Взрослым нужно действовать «на всех фронтах», начиная с пересмотра своих собственных позиций. Договариваться необходимо не только педагогам, родителям и детям. Очень важно также работать со всеми, кто окружает детей, с общественностью, с соседями, работниками сельских Советов. Только все вместе мы сможем помочь людям задуматься над их отношением к детям.

Татьяна Буракова.

Р.S. Ввиду ограниченности газетной площади и объёмности материала, выступления других участников круглого стола будут опубликованы в следующих номерах.

Обсуждение закрыто.