Круглый стол. Преодолеть стереотипы
Областная организация Белорусского общества Красного Креста, при поддержке комиссии по делам несовершеннолетних Витебского облисполкома, получила от представительства Международного детского фонда в Республике Беларусь целевое финансирование для реализации проекта «Нет насилию над детьми». Цель проекта – формирование негативного отношения к фактам насилия над детьми в взрослых, воспитывающих детей, путём проведения информационной кампании в регионах области.
В рамках реализации проекта в нашем районе прошло заседание круглого стола «Профилактика жестокого обращения с детьми» с участием родителей, сотрудников ИДН, КДН, отдела образования, территориального центра социального обслуживания населения, учреждений образования и здравоохранения.
В обсуждении проблемы тон задавали организаторы встречи: заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Витебского облисполкома Тамара Олехнович; главный специалист по организационно-методической работе Витебской областной организации Белорусского общества Красного Креста, руководитель проекта «Нет насилию над детьми» Татьяна Дробыш; методист центра идеологической, воспитательной и социальной работы ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования» Эдуард Колдунов.
Открыла заседание круглого стола заместитель председателя райисполкома Зоя Фомина:
— Тема круглого стола очень актуально. Часто за внешним благополучием в некоторых семьях скрываются серьёзные проблемы, в том числе и насилие над детьми. Плохо то, что нередко общественность, окружающие не знают об этом. Не правилом, а исключением можно считать случай, когда после побоев отца сын обратился в милицию. В основном дети молчат. Поэтому при малейшем намёке на насилие в отношении детей, никто не должен проходить мимо. Нельзя благополучным людям не видеть глаза детей, в которых нет радости, нет жизни.
Вовремя на эту работу нас настроил Декрет №18. Хотя профилактикой мы занимались и раньше.
В доме, где живет ребенок, должны поселиться счастье и любовь. Даже если там нет особого материального достатка, но есть душевное тепло, внимание и сочувствие, ребенок будет чувствовать себя комфортно.
Т.Олехнович:
— В области на протяжении 2012 года это четвёртая встреча, на которой обсуждаются вопросы насилия над детьми. Нам становится известно все больше и больше фактов ненадлежащего обращения с детьми.
Когда мы, люди старшего возраста, были детьми и за какой-то проступок получали подзатыльник, это считалось нормальным. Ни о каком насилии никто даже не задумывался.
Но времена меняются. Наше государство одним из первых на постсоветском пространстве ратифицировало Конвенцию Организации Объединённых Наций «О правах ребенка». 19 ноября 1996 года в нашей республике был принят закон «О правах ребенка». Он запрещал всякие насильственные действия в отношении детей.
Но, как показывает жизнь, не всегда этим законом руководствуются взрослые: закон часто существует сам по себе, а поступки людей сами по себе. Например, в одном из детских учреждений соседнего с Сенненским района дети рассказали о том, что их наказывают. Мальчика за то, что он съел хлеб с сахаром, избили и привязали к батарее, чтобы не подходил к столу.
В этом году на заседании комиссии по делам несовершеннолетних Первомайского района Витебска рассматривался вопрос об уходе 15-летней девочки из дома, которая ушла, получив пощёчину от матери.
Но не только физическое воздействие является насилием. Мы недавно рассматривали заявление о насилии над ребенком совсем другого рода. Отец и мать развелись, но никак не могли поделить имущество. Все скандалы происходили на глазах сына. Причем родители никак не хотели понять, что морально травмируют ребенка.
Именно из-за жестокого отношения дети стали уходить из дома. За 2012 год в розыске по республике находится 8 детей. С 1995 года в розыске – 11 детей.
Недавно проходил республиканский семинар, посвящённый теме потерявшихся детей. Мы изучили практику работы по этому вопросу в Польше и России. В каждой из этих стран созданы соответствующие службы по розыску пропавших и профилактике их ухода их дома.
В нашем государстве для решения проблемы создана сильная законодательная база. Если каких-то рычагов воздействия не хватает, принимаются дополнительные законы. Например, Декрет №18 очень чётко определил те структуры и службы, которые несут ответственность за его выполнение.
В Сенненском районе, как нигде в облати, благодаря неравнодушной, заинтересованной позиции Зои Степановны Фоминой, работает и ширится движение женщин. Первичные женские организации принимают активное участие в работе с семьей. А именно семья, бесспорно, имеет огромное значение в становлении ребенка.
Важной является и роль педагогов, которые ближе других стоят к детям. Хотя в наше время электронных информационных технологий, в век телевидения и интернета педагогом очень нелегко воздействовать на детей словом.
Т.Дробыш:
— Витебская областная организация Белорусского общества Красного Креста участвует в осуществлении 15 мини-проектов. «Нет насилию над детьми» — один из них. Сенненская районная организация общества Красного Креста входит в число наиболее активных в Витебской области. Поэтому и было решено выбрать район для реализации части проекта. До появления этого проекта областная организация общества Красного Креста решала вопросы оказания материальной помощи детям, находящимся в социально-опасном положении, из неблагополучных, малообеспеченных семей. Реализовывались молодёжные программы, где в волонтёрскую деятельность вовлекались школьники, студентам.
В этом году мы приняли участие в конкурсе, который был объявлен представительством Международного детского фонда в Республике Беларусь, в номинации «Профилактика насилия над детьми», и выйграли. Поэтому представительство фонда выделило средства для реализации проекта «Нет насилию над детьми».
В целом проект представляет собой информационную кампанию. В его реализации также приняли участие областная комиссия по делам несовершеннолетних, Витебский институт развития образования, Витебская телерадиокампания.
В рамках проекта проведена очень большая работа. Выпущен социальный ролик, в районах прошли встречи со специалистами. Изготовлена печатная продукция. В помощь специалистам, которые будут организовывать работу по профилактике насилия над детьми, изданы брошюры. Наша главная цель – донести до взрослых, что дети ни в коем случае не должны подвергаться ни каким видам насилия; обратить внимание взрослых на то, как они обращаются с детьми, на то, что даже грубое слово или невнимание к ребёнку являются актами насилия. А ведь дети – это та категория населения, которая не имеет достаточно сил и средств, чтобы противостоять насилию.
Если мы хотим вырастить достойных граждан, тех людей, которые потом сами смогут строить свое будущее и стремиться к достойной жизни, то, начиная с младенческого возраста, мы должны относиться к ним, как к личностям, и, конечно, не допускать никакого насилия.
Эта тема очень актуально во всём мире. 275 млн. детей являются жертвами насилия. На самом деле эту цифру надо увеличивать в разы, потому что многие факты насилия остаются неизвестными.
У всех на слуху выражение — «Дети – наше будущее». Каким мы хотим видеть это будущее, так и должны к нему относиться. По данным научных исследований, дети, которые подвергаются насилию, развиваются медленнее и становятся гораздо менее успешными в жизни, чем те, которые насилию не подвергались. Научно доказано, что родители, которые постоянно ругают своих детей и кричат на них, укорачивают им жизнь.
Насилие – это не только физическое наказание, это любое принудительное воздействие. А родители даже не задумываются о том, что приказывая что-то ребёнку, командуя им, они проявляют именно насилие. С ребенком надо договариваться, чтобы он сам хотел выполнить пожелания родителей. Взрослые злоупотребляют своей властью не только в семье, но и в школе, других учреждениях, которые посещают дети.
Мы не знаем, как иначе можно обращаться с ребенком. Потому что мы сами воспитаны на таких моделях поведения. Некоторые взрослые с умилением вспоминают, как за столом собралась большая семья, и отец мог треснуть ложкой ребенка за какую-то шалость.
Взрослые не хотят видеть того, что с изменением уровня жизни меняются и наши дети, а значит должно меняться и отношение к ним. В наше время нельзя действовать дедовскими устаревшими методами. А многие родители по-прежнему рассуждают так: меня били, и я вырос нормальным, значит, и мои дети вырастут нормальными.
И тем более никто не задумывается о том, что кроме физического существуют и другие [насилия. Это отсутствие заботы о детях, пренебрежение ими, эмоциональное, психологическое насилие, не говоря уже о сексуальном, как это не прискорбно.
Неужели родители заводят детей для того, чтобы потом совершать над ними какие-то насильственные действия. Зачастую за все неприятности и проблемы мы вымещаем зло на ребёнке. Зарплата небольшая, на работе неприятности, и мать вымещает свое недовольство на самом родном человеке, который, к тому же, не может противостоять, дать отпор.
Людям, которые по долгу своей службы призваны находиться рядом с детьми, нужно постоянно обращать внимание на возможные следы физического насилия (синяки, ссадины, царапины, ожоги). О плохом отношении к ребёнку в семье могут говорить и другие признаки. Ребенок не хочет идти домой, подолгу задерживается в школе, носит одежду не по сезону (возможно, чтобы скрыть следы физического насилия).
Физическое насилие обычно сопровождается эмоциональным. В результате происходит задержка в развитии, ребенок становится малоподвижным, агрессивным, или наоборот, стеснительным. Он боится сверстников, играет только с младшими детьми, не идет на контакт со взрослыми. Ребенок подсознательно пытается компенсировать свое тревожное состояние. Это проявляется поведенческими признаками (раскачивается, сосёт палец, грызёт ногти). А многие дети воспринимают насилие как норму жизни. Поэтому педагогам надо быть вдвойне внимательными. Таких детей преследуют страхи, кошмары, опасения темноты и так далее. Ребенок, подобен мягкой глине: каким мы его вылепим, таким он и останется. Потом исправить что-либо будет очень сложно.
Если установлены факты насилия над детьми, нужно обращаться в социально-педагогический центр, милицию, органы опеки, комиссию по делам несовершеннолетних. Можно позвонить по телефонам 101, 102, 103. Тот, кто совершает насилие над детьми, должен понести наказание.
Э.Колдунов:
— Адвокатом со стороны ребенка, в первую очередь, выступает социальный педагог. Это его основная позиция социального педагога. Он должен искать всевозможные аргументы в пользу ребенка. Но сегодня социальный педагог работает как бесплатный адвокат: он просто функционирует, а не стремится к положительному результату. Сегодня дети стали другими, их мировосприятие изменилось, они совершенно по-иному реагируют на плохое к ним отношение, и поэтому работать с ними старыми методами невозможно. Иначе мы получим самый негативный результат и только усугубим демографическую проблему.
Первая задача социального педагога – выявление фактов насилия. Здесь на помощь ему должен прийти психолог. Затем нужно учить ребенка противостоять насилию. Работая с детьми, необходимо проводить интерактивные занятия тренингового характера, на которых обязательно должен присутствовать психолог.
К тому же, социальный педагог, чтобы добиться положительного результата, должен работать не только с детьми, но и с учителями, и, даже в большей мере, с родителями. Причем общаться с родителями нужно не только в школе, но и в семье, «проникновение» в которую должно быть оговорено с родителями.
А в школе необходимо создать единое правовое поле: уравнять в правах и учителей, и детей, и родителей. Только в этом случае мы добьёмся того, что подрастающее поколение будет чувствовать себя людьми. Хотя порой бывает сложно найти взаимопонимание педагогам и родителям.
Т.Олехнович:
— Очень часто педагогу приходится действовать, нарушая правовое поле. Например, когда он знает, что мать ребенка пьяная, в доме грязно, нет дров, холодно, голодно, и ребенка нужно спасать. Тогда педагог не будет договариваться с родителями. Позовёт на помощь сотрудника милиции и пойдёт в этот дом без их согласия. Потому что нет уверенности, что ребенок в этой семье не станет жертвой плохого обращения с ним.
Т.Дробыш:
— Проект и создан для того, чтобы донести информацию до людей, чтобы они задумались о том, как рядом с ними живут дети. Взрослым нужно действовать «на всех фронтах», начиная с пересмотра своих собственных позиций. Договариваться необходимо не только педагогам, родителям и детям. Очень важно также работать со всеми, кто окружает детей, с общественностью, с соседями, работниками сельских Советов. Только все вместе мы сможем помочь людям задуматься над их отношением к детям.
Татьяна Буракова.
Р.S. Ввиду ограниченности газетной площади и объёмности материала, выступления других участников круглого стола будут опубликованы в следующих номерах.