«Марокканцы на своего короля чуть ли не молятся. Хоть считают его коррупционером…»
А вот многоженство в этой стране понемногу отходит в прошлое.
«Думала, Марокко — это строгая мусульманская страна, неприветливая до чужеземцев, особенно иноверцев, что женщины ходят, замотанные в паранджу, и заняты только воспитанием детей, а мужчины имеют по четыре жены и торгуют коврами. Такой образ вырисовывался в моей голове после рассказов тех, кто там побывал, и просмотра популярного телесериала «Клон», который показал семейный уклад мусульманской семьи. И в первый вечер все мои стереотипы были разрушены», — делится впечатлениями киевлянка, основательница бренда женской одежды ODA Ольга Каретникова-Котягина, которая провела в Марокко незабываемые две недели.
На английском не найдете общий язык
«Прилетели с подругой поздно вечером. Муж должен был присоединиться к нам на следующий день, так полдня гуляли сами по себе. В гостинице городка Танжер, где остановились, ресторан уже не работал. Были голодными, решили направиться к центру города. Сели за столик в первом попавшемся кафе, а потом, когда оглянулись, поняли, что мы в этом заведении — единственные представительницы прекрасного пола», — вспоминает теперь уже не без улыбки Оля. А в тот миг ей было не до смеха.
Марокко, как бывшая колония Франции, много переняла от этой страны, в частности язык. Французский здесь знают все, а вот с английским не сложилось даже у персонала гостиниц и ресторанов. «Большинство туристов на английском могут объясниться, а вот на французском — нет. Марокканцы хитро выкручиваются из этой ситуации. Когда спрашивали, знают английский, отвечали вопросом на вопрос: «А вы знаете французский? А испанский? Владеете арабским? Может, хоть на португальском сможем поладить?». Получалось так, что неудобно чувствовали себя именно мы. Тогда я осознала, что в современном мире владеть одним иностранным языком уже недостаточно», — говорит моя собеседница.
«Когда нам принесли ужин, все еще чувствовали напряжение и хотели поскорее вернуться в гостиничный номер. И вскоре в кафе зашла компания молодых девушек. Одни из них носили платки на голове, другие — нет. Были современно одеты. Они поздоровались со знакомыми ребятами и сели за соседний столик ужинать. Если бы не знала, что нахожусь в африканской стране, могла бы подумать, что девушки — европейки. Наконец и мы смогли расслабиться! — признается Оля. — Впоследствии узнали, что в марокканских мужчин есть такая традиция – они любят сидеть в кафе с друзьями-мужчинами и пить традиционный виски-чай. Так марокканцы называют травяной чай с мятой, медом и лимоном, без алкоголя».
Марокканки: образованные и без платка
«Много женщин в этой стране носит традиционную мусульманскую одежду, полностью покрывающую тело (джеллабу). Но большинство носит только платок или вообще ходит с непокрытой головой. Когда были в Фесе, имели хорошего проводника (город похож на лабиринт и туристу трудно найти все известные места самостоятельно). Он рассказал нам, что то, как выглядит марокканка, — это ее собственный выбор. Хотя, конечно, имеет значение, в какой семье воспитывалась. При этом считает неприемлемым, чтобы женщина полностью покрывала себя, включительно с руками и лодыжки, оставляя открытыми только глаза (иногда и их прячут за сеткой). Такое, по мнению нашего гида, практикуют в фанатично-религиозных семьях, которые неправильно трактуют Коран. Из собственных наблюдений могу сказать, что вид женщин в Марокко, во многом зависит от уровня их образованности. За то, что много семей являются бедными и девочки не получают образования, их рано выдают замуж. Жизнь такой женщины сводится к домашним обязанностям, и тогда, как одеваться и как себя вести, ей диктует муж», — рассказывает путешественница.
Несмотря на определенную свободу, Марокко — религиозная страна. Это видно по количеству мечетей. «Даже если проезжали маленькое село, в нем обязательно была мечеть. При этом со школами тут проблема. Лишь 50% населения получило образование. Поразил тот факт, что на строительство знаменитой мечети Хасана II в Касабланке марокканцы насобирали пожертвований на 800 миллионов долларов. Мечеть красивая, современная, но на строительство школ в местных средств нет», — удивляется киевлянка.
Было трудно привыкнуть к призывам муллы с минарета к молитве. Впервые призыв раздается примерно в 5 утра (через рупор). Не привыкшие к такому шуму украинцы просыпались вместе со всеми. Через четыре дня привыкли и спали непробудным сном. Кое в чем эти песнопения по пять раз в сутки даже выдавались им колоритными…
Каждый город — как другая страна
«В Фесе познакомились с владельцем отеля, который владел английским, встречался с девушкой из Эстонии, да и в целом произвел впечатление современного и приветливого человека, — рассказывает Оля. — Не только постоянно рассказывал про свою страну и город, но и всячески помогал в делах, ведь мы приехали в Марокко не так с туристической целью, как в рабочих вопросах. Айхам (так звали владельца гостиницы) был хорошо знаком с политической и экономической ситуацией в Украине, подбадривал нас и желал, чтобы Украина как можно скорее присоединилась к ЕС. «Вы — часть Европы, это видно из вашего поведения, культуры, манеры общения. В нашем отеле останавливалось много туристов из Украины», — поспешил заверить он.
Города в Марокко разные. Каждый раз складывалось впечатление, что мы — в другой стране. Чрезвычайно красивый город Шефшауєн. Здесь живет много марокканских евреев, которые, в свое время переселившись сюда, покрасили дома (снаружи и изнутри) в голубой цвет, что символизирует небеса или рай. В городе уважительно относятся к котам, поэтому по улицам разгуливают сотни четвероногих. Касабланка — полная противоположность Шефшауєна. Город — финансовое «сердце» Марокко с бизнес-центрами, высотками и современными зданиями. Это — настоящий мегаполис, где люди (и их внешний вид, и поведение) максимально приближены к западным. Совсем другой — рыжий Марракеш с огромным рынком и Майданом, который возвращает тебя в прошлое столетие. Медина (центральная часть города) больше всего нас поразила именно в Марракеше и Фесе. В последнем она более аутентичная и приближена к нашего представления о восточный рынок и улицы. Настоящий оазис Марракеша – сады Мажорель. Основал их французский художник Жак Мажорель. Впоследствии эту делянку, засаженную уникальными деревьями и растениями, приобрел знаменитый кутюрье Ив Сен Лоран. Для него они стали местом отдыха и собрание французской богемы. Сады открыты для туристов (как музей) и производят невероятное впечатление, — рассказывает киевлянка. — В Танжере завораживает природа. Город расположен напротив Гибралтара и из определенных его уголков можно любоваться этим небольшим полуостровом. Есть, конечно, и заброшенные, малые и бедные города. Марокко удивительно чистое. Ни разу не наткнулись на завалы мусора или неубранную территорию».
«Когда взяли авто напрокат, поняли, что не ошиблись с выбором средства передвижения. Дешевый Прокат авто ездят на дизельном топливе. Дороги проложены качественно и везде, даже в горной местности. Утром ты можешь ехать над обрывом, в обед — пустынной трассе или вдоль океана, а под вечер — лесополосой с пальм и хвойных деревьев. Еще один бонус аренды авто – спасение от жары. Время в стране температура достигала +450° C…+500° C и ехать в автобусе было бы мучением», — признается моя собеседница.
Пусть живет король!
Относительно уровня жизни в Марокко у киевлянки сложилось двоякое впечатление: «С одной стороны, местная валюта — одна из наиболее устойчивых относительно доллара, экономика развивается, в стране процветают производства, есть много сырья, добывают полезные ископаемые, растут фрукты, которые экспортируют в другие страны мира. С другой — от этих богатств населению достается мизер. Значительная часть людей живет ниже среднего уровня. У местных — специфическое отношение к королю. Марокканцы любят его как отца. Везде, куда бы вы не пошли, его фото — на автомобильных заправках, в ресторанах… При этом марокканцы признают, что руководство их страны — коррупционеры. На мой вопрос об уровне коррупции в стране, знакомые говорили: «Знаем, что король строит большие дворцы и живет в роскоши, и, несмотря на это, любим его». Насколько удаленным является уровень жизни в Марокко от уровня жизни в европейских странах, можно увидеть на побережье океана. За исключением гостиничной территории, вся другая — частно застроена. Доступ к воде — только в отведенных местах, куда сходится много местных и туристов. Это напомнило мне нашу страну».
Однако нынешний король провел много реформ, предоставил многочисленные права женщинам. Скажем, муж не может взять вторую жену, если не получит письменного разрешения от первой, заверенного у юриста. Многоженство в современном Марокко – редкость. Молодые живут по западному образцу, по несколько жен имеют разве что представители старшего поколения, да и то обеспеченного, ведь всем женам и детям необходимо создать равные условия.
Для марокканцев семья — святое. Живут все вместе от старшего до младшего поколения. Каждую пятницу в каждой семье готовят традиционное блюдо кус-кус. Все собираются за одним столом.
Цены – как в Украине
А на некоторые продукты даже ниже. За 1,5 тыс. гривен можно снять номер в хорошем 4-звездочном отеле с завтраком. «Например, в Фесе за 1,2 тыс. гривен арендовали двухкомнатный номер с террасой на крыше и видом на мечеть. А вот сувениры дешево купить не выйдет, — с сожалением констатирует путешественница. — Знаменитая марокканская амарантовое масло стоит около 15 — 20 долларов (390-520 гривен), духи — от 30-40 (780-1000 гривен), серебро, кожа, ковры — от 100 (от 2,6 тыс. гривен). Рекомендовала бы не покупать вещи на известных рынках в Мараккеші, а искать отдельные лотки на улицах других городов или в Фесе, что значительно дешевле. На рынок стоит пойти как на экскурсию, дав понять, что ты — не потенциальная жертва, иначе от постоянных «купи, примерь, поторгуйся» не отделаешься.
Что за обед без мяса?
Марокканцы отдают предпочтение тяжелым блюдам – мясу (баранине или телятине), тажину (это одновременно и блюдо, и способ приготовления в горшке конической формы, в котором мясо и другие інґредієнти медленно тушатся), бістійї (пастіллі или бстеллі) — марокканском пироге из тонкого листового теста, и кус-куса. Морепродуктами, как ни странно, можно полакомиться только в городах, граничащих (разделены морем) с Испанией или близкие к Португалии. В этих городках влияние испанцев и португальцев более заметен за французский, начиная от кухни и заканчивая знанием языков. За то здесь больше всего французов, португальцев и испанцев.
Об ухудшении отношения к мусульманам за терроризм в Европе и мире Оля, как бывший журналист, часто спрашивала марокканцев. Ответ был одним: «Истинный мусульманин не может поддерживать убийство — ни себя, ни других».
Фото из личного архива Ольги Каретнікової-Котягіної