Неизвестные герои неизвестной войны. На Сенненщине вернули имя еще одного участника войны в Афганистане
24 декабря прошлого года Алексею Тереню, уроженцу деревни Ледневічы нашего района, исполнилось бы 50 лет. И после этого чудесного юбилея жизнь могло быть долгим и счастливым. Но судьба по-своему отмерил годы. Алексей так и остался в памяти близких, знакомых и друзей молодым. Не построил дом, не посадил дерево, не вырастил сына. Хотя «чужая» война унесла жизнь не сразу…
После окончания Ледневіцкай восьмигодки парень поступил в Оршанское училище металлистов №122. Потом работал слесарем механосборочных работ на Минском мотовелозаводе.
Из Минска в апреле 1981 года его призвали на срочную службу в армию. В военкомате неудачно пошутили: ребята из этой команды поедут служить в «теплые страны».
После месячного «курса молодого бойца» в г..Термез Узбекской ССР командование решило, что молодое пополнение подготовлена к военным действиям. Так Алексей Тереня попал в самое пекло афганской войны — провинцию Кандагар, пулеметчиком разведроту.
Много раз ходил на перехват караванов с оружием, прикрывал огнем колонны нашей бронятэхнікі и «наливников» (машины-заправщики).
На войне везде опасно, никогда не знаешь, где подстерегает тебя смерть. Но, пожалуй, еще страшнее за смерть было готовить к отправке «груз 200». Не раз, уже «в штатском», в ужасных воспоминаниях и снах снова приходили те жаркие дни, когда после подрывов и душманскіх засад приходилось по частям собирать тела своих товарищей-солдат, с которыми совсем недавно беседовал, делился сигаретой. Их отправляли домой в цинковых гробах. А дома совсем не этих холодных коробок ждали мать. Живыми и здоровыми ждали збалелыя сердца своих крывіначак, такими, которыми отправляли выполнять воинский долг перед Родиной.
А на войне погибали. И не только от пуль или разрывов мин и снарядов. Однажды Алексей с другом купили на рынке бананы: хотелось отведать необычный для того времени в нашей стране фрукт. Алексея срочно вызвали к командиру, и он не успел угоститься. А товарищ съел свою долю и умер — удивительные плоды оказались отравленными.
Друзья и знакомые сохранили еще и такое воспоминание солдата: в горах во время жесткого боесутыкнення он оказался под перекрестным пулеметным обстрелом. Спастись тогда удалось действительно чудом. Из-под огня выползал, вужом извиваясь между камней, так плотно прижимаясь к ним, что камуфляжная форма сцёрлася в клочья.
Таких кровавых страниц войны было много… Нечеловеческое нервное напряжение и полученная во время взрыва контузия не прошли бесследно. До «дембеля» Алексей не даслужыў ровно месяц. Его комиссовали и назначили группу инвалидности. Компенсацией за потерянное здоровье стали медаль «Воину-інтэрнацыяналісту от благодарного афганского народа» и Грамота Президиума Верховного Совета СССР за участие в боевых действиях на территории дружественного государства.
…Сын вернулся в родительский дом. Но недолго радовались мать и отец. Не хотела война «отпускать» их Алексея. Подорванное здоровье все больше ухудшалось. Через шесть лет воина-афганца Алексея Валентиновича Терени не стала. Похоронили его с воинскими почестями на кладбище родной деревни.
Татьяна Буракова.
Редакция выражает признательность за предложенные сведения и помощь в подготовке материала руководителю дел Какоўчынскага сельисполкома Сергею Николаевичу Тереню.
На снимке: Алексей Тереня на войне.