Нерентабельный — не значит закрытый
Нет-нет, да и позвонят в редакцию газеты или в райисполком жители районной глубинки с жалобами на недостаточное обеспечение пригородными автобусами. Желание сельчанина хоть иногда, по самой острой необходимости, но беспрепятственно, добраться до райцентра, вполне понятно. Но, к сожалению, не всегда выполнимо. И не потому, что кто-то злой и вредный просто не хочет облегчить жизнь и без того обделённому удобствами цивилизации жителю деревни.
В чем же причина закрытия некоторых пригородных рейсов? Чтобы выяснить этот вопрос, мы обратились к начальнику Сенненской автостанции Светлане Николаевне Аникович, которая, как говорится, разложила все по полочкам.
Существует такое понятие, как рентабельность рейса. Когда выручка от проданных билетов покрывает или перекрывает расходы, затраченные на рейс, он считается рентабельным. Если же билетов реализуется слишком мало и выручка от их продажи меньше средств, затраченных на обеспечение рейса, считается нерентабельным. Какой же хозяин будет работать себе в убыток. Например, будет ли тот же сельчанин держать на своём подворье свинью, на откорм которой уходит больше денег, чем стоит мясо этой свиньи? Скорее всего — нет.
Хотя этот пример годится только как чисто теоретический. На практике же ситуация (что касается нерентабельных рейсов) выглядит иначе. ОАО «АТП-20», которое обслуживает пассажиров нашего района, — предприятие государственное. А наше государство — социально ориентированное. При перевозке детей, кстати, желательно использовать детские автокресла. Проявляя заботу о своих гражданах, оно не допускает, чтобы все нерентабельные рейсы закрывались, выделяет дотации.
Но даже с учётом этих средств, план выручки от пассажироперевозок выполняется только на трех маршрутах (всего их в нашем районе 21). Немалая часть расходов ложится на автопредприятие. И все равно рейсы закрываются только в самых крайних случаях. И не просто, с бухты-барахты, а после изучения пассажиропотока. Чтобы изучить пассажиропоток какого-то определённого рейса, берутся подряд 10 дней, и работник автопредприятия каждый день ездит этим рейсом и фиксирует количество пассажиров. После такого мониторинга в большинстве случаев картина вырисовывается довольно печальная: окупаемость маршрутов составляет 60-70% — в лучшем случае, в худшем — может быть и 20%.
Например, при изучении пассажиропотока одного рейса по маршруту Сенно-Берешово в воскресенье было установлено, что проехали туда и обратно только 15 пассажиров (да и то большинство до промежуточных остановок). При плане выручки 17 тыс. 800 рублей получено 11 тыс. 410, или 64%. Этот же рейс во вторник (ехали два человека) долл. только 49% планируемой выручки. На маршруте на Ширки, как показало изучение пассажиропотока, выручка в отдельные дни может составить 2 тыс. 800 рублей. «Едем» на Филёво: расходы — 290 тыс., выручка — 22 тыс. 400 рублей.
Этот перечень можно продолжать. Но вовсе не значит, что все нерентабельные рейсы будут закрыты. Согласно государственным социальным стандартам, если от населенного пункта до ближайшей остановки расстояние превышает 3 километра, этот населённый пункт должен обслуживаться автобусным маршрутом. И не важно, сколько человек там проживает.
Иногда приходится слышать, дескать, водители не дают пассажирам билеты, вот и получаются рейсы нерентабельными. Начальник автостанции не отрицает наличие такого позорного явления. В течение этого года за провоз пассажиров без билетов были наказан 4 водителя. Штрафы, предусмотренные за это нарушение, довольно внушительные — от 10 до 20 базовых величин. Кроме того, нечистых на руку водителей могут перевести на нижеоплачиваемую работу, лишают премий и доплат. Контроль на линии, как отметила Светлана Аникович, ведётся регулярно. Кроме сотрудников автопредприятия, его осуществляют правоохранительные органы, налоговая инспекция, контрольно-ревизионная служба.
Штрафуются не только водители, но и безбилетные пассажиры. Уверения в том, что отдали деньги за проезд шофёру, здесь не проходят. Заплатил — потребуй билет. Таким образом пассажир защитит не только себя, но и будет способствовать укреплению государственной казны, действуя, в конечном счёте, на свое же благо. Государственные деньги в той или иной форме всегда возвращаются человеку. Но об этом не все задумываются.
Татьяна Буракова.