Сегодня православные и греко-католики празднуют Сочельник
В пятницу, 6 января, православные и греко-католики отмечают навечерие Рождества Христова, или Рождественский Сочельник. Сочельник бывает дважды в год — накануне Рождества Христова и Богоявления (Крещения).
В пятницу, 6 января, православные и греко-католики отмечают навечерие Рождества Христова, или Рождественский Сочельник. Сочельник бывает дважды в год — накануне Рождества Христова и Богоявления (Крещения). По традиции, в этот день, придя из храма после утренней службы, верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды, которая символизирует звезду, взошедшую над Вифлеемом в момент рождения Христа.
По монастырскому уставу в этот день на трапезе полагается кутья — вареная пшеница (или рис) с медом.
С Сочельником связан обряд приготовления первой кутьи, ее называли богатой, поскольку, кроме нее готовили одиннадцать постных блюд, среди которых обязательно должны быть борщ, рыба, грибы, пироги с фасолью и капустой, картофель и узвар. Блюда должны быть постными, поскольку Сочельник приходится на последний день филипповского поста.
Кутью традиционно изготавливали из пшеничных или ячменных зерен (на юге Украины-из риса). Перед тем их вымачивали в воде, толкли в ступе, сушили и снова били, чтобы окончательно освободить от чешуи.
Красный угол, в котором держат гнездо с кутьей и узваром, в народе еще называют «яслями».
Как только на небосклоне появлялась первая підвечірня звезда, всей семьей садились за стол.
Первым, как и полагалось, занимал место хозяин, а за ним другие члены семьи. Во время праздничного ужина старались не выходить из-за стола, разговаривать потихоньку. Встав, глава семейства предлагал помянуть покойников и пригласить их к Сочельнику. Считалось, что именно в это время все близкие и дальние члены семьи должны прийти в дом, а затем освобождали для них места на скамьях, кроватях, стульчиках, ставили блюда и клали ложки. Вслед за хозяином все присутствующие произносили молитву. После этого хозяин брал свечу и миску с кутьей и, поклонившись до четырех углов, передавал блюдо жене. Перед тем, как начать есть, старейшина, зачерпнув ложкой углу, подбрасывал ее к потолку — на «приплод». Все следили, сколько прилипнет зерен, вот столько появится в новом году ягнят и прочей живности. Вторая порция предназначалась врожаєві зерновых, третья завбачувала количество роев, ведь традиционно в каждом хозяйстве держали пчел. Только после этого начинали ужинать.
Православная церковь установила традиции празднования навечерия Рождества Христова уже в IV веке. В V веке Константинопольский патриарх Анатолий, а потом Анатолий и Софроний иерусалимские, Косма Маюмський и Иоанн Дамаскин написали для празднества Рождества Христова священные песнопения, которыми Церковь до сих пор прославляет это радостное событие.