Сенненскія ученики попали на урок к «Ящура»
Такого предмета в своем учебном расписании семиклассники сенненской средней школы №1 имени С.И. Азгура явно не ожидали. Вместо класса — зал музейная, учителя — участники фольклорного группы Богушевской гарпасялковага дома культуры «Маккавея». Именно они, по инициативе районного историко-краеведческого музея, взяли на себя обязанность научить подрастающее поколение народным традициям празднования белорусских рождества.
Выставочный зал наполнился громким пением колядок и шчадровак. Между исполнением аутентичных песен руководитель коллектива Полина Пядачкіна рассказывала присутствующим об особенности обрядового действа. Не каждый день рождества имел свое особое значение и предписывал хозяевам что и когда делать. Первый праздничный неделю предназначался для восхваления Бога и Сына его, Иисуса Христа, после Шчадраца наступал время веселых народных гуляний. Сельчане ходили друг к другу в гости, устраивали игрища, приветствовали ряженых. К слову, с собой «Маккавея» также привезла рождественских персонажей — Медведя и Козу. Их роль выполняли старшеклассники богушевской средней школы №2 Роман Приставка и Роман Мамчур.
Несмотря на общенациональные традиции в праздновании рождества, в каждом регионе Беларуси найдется немало особых, присущих исключительно этой местности обрядов. Кто не слышал про обряды «Рождественские цари», что проводится в деревне Семежево Копыльского района Минской области, «Жаніцьба Цярэшкі» (Лепельшчына). Оба по праву вошли в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Однако и на Сенненшчыне есть то, чего не найдешь больше нигде.
Про обряд «Воевода» Полина Пядачкіна знает от своей матери. Суть его в том, что в деревне выбирали наиболее уважаемого жителя — «воеводу». На суд к нему вызвали правінаваціўшыхся в прошлом году: любителей водки, дебоширов, нерадивых хозяев. Потом всей толпой под председательством «воеводы» выгаворвалі «подсудимому», могли и своеобразное наказание назначить.
Правда, присутствующим школьникам временные учителя плохое поведение (если такие и есть) не стали вспоминать. А вот в рождественских играх подростки приняли непосредственное участие. Старинные развлечения смело можно подражать и в наше 21 век. Тот же «Ящур» напоминает принцип игры в «фанты». Правда, подтекст в нем куда глубже. Во время шуточной, на первый взгляд, игры ребята выбирали себе будущих невест.
Пока девушки водили вокруг «Ящура» хороводы, последний «плюща глазки» выбирал «веночек» — какую-либо вещь, что принадлежит девушке. Чтобы вернуть себе целомудрие (а именно это означал «веночек»), избранницы нужно было либо поцеловать «Ящура» (если парень пришелся по нраву), либо сделать то, что он прикажет, либо откупиться хорошим угощением, вспомнив при этом, что «отец вала забил!». Как не странно, но современные девушки оказались застенчивыми: на поцелуй (разумеется, в щечку) никто не решился, преимущественно прикрывались танцами да «волом».
Для игры в «Чет или избытка» много не нужно. В качестве предмета хватит горсти орехов, а играть, между прочим, можно бесконечно. Оба игроки должны угадать количество орехов, помещенных в кулаке соперника. Не догадался — отдавай заказаны цифрой орехи. Проигрывал тот, у кого первым заканчивались орехи.
Наверное, ни к одному школьному предмету девушки не относились с такой заинтересованностью, как к мастер-классу по рождественской гадании, который провели для них участницы «Макавеі». Любопытные глазки сосредоточенно всматривались в очертания воска: какое будущее предскажет им восковая клякса? Как принадлежат, все присутствующие попробовали щедрой кутьи (настоящей пшеничной, приправленной медом и разными другими сладкими лакомствами). А для закрепления обрядов потанцевали с Козой и Медведем — как говорят, на счастье.
Подобные музейные уроки, отметила заместитель председателя райисполкома Зоя Фомина, которая также присутствовала на мероприятии, помогают сохранять и передавать из поколения в поколение культурное наследие. В Год бережливости это тема звучит особенно актуально. Ведь не только материальные ресурсы должны мы беречь, но и духовное богатство нации, которое осталось нам от предков и сегодня обогащается вот такими коллективами из народа как «Маккавея».
Ольга БОНДАРЕВИЧ.