Сокровища Раснянскага края
Деревня Рясна Нямойтаўскага сельсовета находится на юго-востоке района. От Сенно до Рясна — 25 км. На расстоянии 1 км от села проходит железная дорога Орша-Лепель.
Население села составляет 75 человек. Из них 40 — в трудоспособном возрасте, 30 — пенсионеры и 5 дети. Инфраструктура: ФАП, магазин, библиотека, клуб-музей.
Роснае место
Служил у местного барина верный управитель Петр. Никто не обижался на него, ведь был он человеком отзывчивым, чутким. Позволял крестьянам раньше с работы уходить, если на то были их потребности. Пан тоже был доволен управляющим. А одного разу вообще расчувствовался и пообещал никогда Петру со службы не прогонять. На что последний ответил поговоркой: «Панская ласка, женины правда, сынава скорбь — все только до порога». Через сколько времени приказчик украл у пана гуся. Узнал об этом хозяин и пообещал «вора» повесить. Вот тут и напомнил Петр господу о его обещании. «Твоя правда, управитель, — сказал пан. — Что та цветок росная-росно, которая на солнце попадает, так и человек всегда от людей зависит. Свое слово я сдержу: дам тебе надел хорошей земли и там стройся».
Построил Петр хутор, который назвал Росно. Позже название перайначалі в Рясно.
Согласно топонимического словаря В. Жучкевіча, в основе названия лежит народное наименование растения — расянка, рясна.
Как гуси в музей привели
Первыми, кого мы встретили в утренней деревне, стали… гуси. Возможно, потомки того самого гуся, с которого и началась история городка. Как в той детской песенке: «Один — серый, другой — белый…». Только звали пярнатых — Вкусов и Августина. Их хозяйка — в деревне особо видная, директор Раснянскага клуба-музея. Галина Скаблова родом из этих краев. Жила сначала в Витебске, Сухуми. В 1995 году вернулась на малую родину. Так, оператор цифрового-программного обеспечения возглавила сельский клуб. Кстати, когда эту должность занимала ее мать. Не удивительно, что первым объектом нашего путешествия стал клуб-музей.
Здание когда-то был административным. Чувствуется, что сегодня он нуждается в капитальном ремонте. Тем не менее, работа здесь ведется. Проводятся мероприятия, выставки. Маленькие раснянцы посещают кружок вышивки, краеведческий клуб «Родные истоки». Неприглядное внешне сооружение скрывает в себе настоящую сокровищницу старины. Экспозиция музея поразить даже искушенного исследователя. А когда-то все начиналось с одного дубового стула, который стоял в сельском совете. Его Галина Леоновна буквально выпросила, ссылаясь на историческую ценность. Сегодня в музее насчитывается более 1000 экспонатов — орудия труда, вещи обихода, изделия народных ремесел. Что-то приносила сама, отдавали соседи, находила вместе с детьми во время краеведческих экспедиций. Много чего интересного попадается в заброшенных домах. Многие предметы, к слову, местного производства. В XIX веке в Рясно работали предприятия по изготовлению кирпича, бандарня, кузница. Есть приспособления, которые хоть сейчас в работу. Например, древние холсты или радыёпрайгравальнік аж 1957 года выпуска.
В поисках святой воды и чертового камня
Хотя озерами Раснянская земля не богато, но зато знаменито своими источниками. Это еще в 1907 году отметил в своей книге «Сенненский уезд Могилевской губернии» Кирилл Анікіевіч. У одного из источников побывали и мы. Заросший мхом колодец стоит на берегу бурной Абалянкі. Вода в нем считалась святой. Много паломников шли сюда за избавлением от болезней, страданий. Наши предки считали: дно источника выслано серебром, что и придавало воде целебную силу. Правда, сегодня не стоит нырять в колодец в поисках «драгметалу». Это всего лишь байка. А вот в том, что вода там действительно прозрачная, незастойная, мы убедились воочию.
Деревенское кладбище — место, по словам Галины Лявонаўны, не менее древнее. Согласно местному поверью, найденный на их «гвоздь» (гвоздь) из деревянного креста обладает лекарственной силой.
Еще один памятник природы, овеян легендами, лежит на границе Рясна и Воронина. «Чертов» камень — второй по величине валун в Беларуси. По представлениям, жил на том месте хороший Черт -портной. Люди приносили ему ткань, а то шил одежду. Однажды алчный человек приказал Черту: «Пашый мне ни то, ни се!». Обиделся портной на людей и исчез навсегда в болоте. Как напоминание, остались на валуне изображения ножниц и монет. Неоднократно люди пытались измерить глубину забалочанага водоема, даже водолазы ныряли, но ни разу так и не достали до дна. Говорят, в трясине жути разные блюзняцца. К сожалению, увидеть чудо природы нам не повезло. Дорогу в тот день замело и рисковать транспортом мы не стали. Решили, приедем сюда летом. Не добрался наш журналистский «экипаж», все по той же причине, и до курганов, которые горожане называют «наполеоновскими». На самом деле, это древние захоронения кривичей.
Темное прошлое и «светлое» будущее
Это сегодня Рясна — деревня на грани исчезновения. А когда-то здесь располагался центр Раснянскага сельсовета. Еще ранее в XIX веке — центр волости Сенненского уезда. Размещалась здесь православная Софийская церковь, которую, по словам сельчан, сожгли в 1941-ом, и сегодня от нее остались только своды. Вблизи стоял фольварк шляхтича Плавинского. По воспоминаниям бабушки, нашего гида, раснянскія паны жили небогато, к людям относились хорошо. Сегодня от барской усадьбы остался фундамент да остатки сада. Правда или нет, но рассказывают, что от барского дома до железнодорожной станции шли подземные ходы.
Когда-то стояла в деревне и таверна. Многие уверены, что на том месте можно найти сокровища. В наше время здесь даже видели «черных» копателей.
В 1941-ом году в селе располагался штаб 5-го механизированного корпуса Красной Армии. Немало раснянцаў пострадала в годы Великой Отечественной войны. В Германию было вывезено 165 жителей, погибло — 320. В начале деревни на братском захоронении стоит обелиск, в память о тех, кто защищал родину.
За советское время Рясна стала центром сильной хозяйства — колхоза-миллионера «Красный пуцілавец». Теперь остается только вспоминать о былом величии. Деревня была полностью «укомплектована»: аптека, больница, детский сад, почта, 4 магазина, школа, не говоря уже о фермы, конюшни, телятники, мехдворе. Сегодня почти все хозяйственные постройки уничтожены. А из социальных объектов остались только магазин, библиотека, ФАП, клуб-музей. Вместо почты сюда приезжает почтовая машина, два раза в неделю ходит автобус.
В 2007 году окончательно закрылась школа. Здание выставлено на аукцион. Были предложения открыть здесь производство или базу отдыха, но пока дело с места не сдвинулось.
Раснянскія «ожерелье»
Всю жизнь отработала в Раснянскай школе Нина Ильинична Падалінская. Некогда уроженка Могилевщины, выпускница пединститута, попала сюда по распределению. Вышла замуж и осталась в деревне навсегда. Вот уже 15 лет женщина на пенсии. Но бывшая работа учителя географии и биологии отобразились в хобби. За стенами деревенской избы скрывается цветочное богатство. Одних только комнатных растений у Нины Ильиничны более 40 видов. А весной-летом двор превращается в огромный цветущий букет. Не зря ее дом считается образцовым. Про каждый цветочек она может рассказать буквально все: как ухаживать, чем полезна. Кто не знает, что самые лучшие тыквы на Витебщине растут в Рясно, на огороде госпожи Падалінскай. Они не раз украшали страницы областной газеты «Народное слово». А нас гостеприимная хозяйка угостила вкусными и полезными гарбузовымі семечками.
Деревня Рясна — одна из самых красивых на Сенненшчыне. Возможно, неслучайно мы нашли еще одно мнение о происхождении названия с церковнославянского языка «ряса» — украшение. Будто шикарные бусы украшают деревню многочисленные холмы, раскидистые березы, богатые дичью леса. Как свярджаюць горожане, лоси да кабаны подходят к самых подворий. В ельнике, говорят, даже живет медведь.
Послесловие
По дороге в город встретили медсестру Раснянскага ФАПа Елену Ступаневич. Женщина спешила к маленькому пациента в деревню Пацкава: «Ребенок что-то закашляла». Девять лет она ездит (когда на автобусе, когда «добрые люди подвозят») из Сенно, где живет, на работу в Рясно. Участок, который обслуживает медработник, большой — 18 километров. Большинство из 260 человек — пенсионеры, сами до ФАПа не дойдут. Поэтому ходить приходится самой, собственными ножками. Быстро в Богданово должна родиться младенец. К младенцу Елене Ступаневич придется наведываться часто. Хочется, чтобы таких приятных визитов в нее с каждым разом становилось больше. Может тогда забурлит жизнь в Раснянскім краю.
Путешествовали Ольга БОНДАРЕВИЧ и Алла ЯКОВЛЕВА.