В боях на Сенненской земле
Бывший механик-водитель, капитан Яков Львович Юдин — участник боёв 1941 года под Сенно, партизан бригады Леонова, преподаватель военного дела школы №1 г..Сенно, вёл большую работу по военно-патриотическому воспитанию. Во время встреч с учащимися поведал много интересного, в его рассказах встаёт суровая правда войны.
составе которого находился танк Яакова Юдина, наступал от станции Бурбин. Атака развивалась успешно, немцы начали поспешно отступать. От Бурбинских лесов до Вятно стаяли по обе стороны дороги подбитые фашистские автомашины, танки, орудия. Медленно тянулись на восток группы плодотворных гитлеровцев. Полк прошел около 30 километров и остановился, чтобы подождать отставшие части, пехоту и машины с горючим. Разведка доложила: на станции Вятно сконцентрированы большие силы противника, они идут на помощь отступающим. Чтобы задержать противника, в засаду послали шесть боевых машин танковой роты, в том числе и машину Яакова Львовича. Боевую позицию заняли в густом кустарнике. Первый снаряд был послан в главный грузовик. Пламя охватило мотор, с кузова посыпались фашисты. Казалось, столкновение закончится благополучно… Но немецкие артиллеристы, не обнаруженные разведкой, заняли высоту и расстреляли наши танки.
Первый вражеский снаряд попал в гусеницу танка: драке не сразу поняли, что стреляли не с колонны, а с высоты. Второй снаряд попал прямо в танк, но не взорвался. Потом посыпались еще и еще. Вот уже смертельно ранен боевой товарищ П. Исаев. Яков попытался подняться в башню. В это время над люком механика — водителя разорвался снаряд. Башню отбросило, и Юдин был тяжело ранен. Один из осколков прошел возле самого сердца, пробив записную книжку в кармане гимнастёрки. Это, наверное, и спасло от гибели. Боец потерял сознание. К счастью, машина не загорелась. Но все его товарищи погибли в неравном бою.
Когда фашисты заняли Сенно, приказали предложная жителям-когда ты его погибших, а раненых свезти в Сенненскую районную больницу, переоборудованную под госпиталь. Яков Львович был без сознания, когда какой-то старик попытался захоронить его в воронке возле танка. Наверное, решил, что танкист мертв. Раненый застонал от резкой боли. Старик, что-то сказав, ушёл. Вскоре он вернулся, Яакова Львовича положили на телегу и повезли в Сенненскую больницу.
Фронт ушёл дальше, а пленному Юдину и его товарищам предстояла сложная и трудная борьба за жизнь. Обер-лейтенант Штаубе решил, что в переполненных, грязных палатах, без медикаментов и перевязочного материала раненые долго не протянут, поэтому оставил им жизнь.
Красноармейцам даже сделали операции — молодым немецким хирургам надо было на ком-то практиковаться. А здесь такой подходящий «материал»! Испытали на раненых и новую вакцину. Более 300 военнопленным удалось выжить только благодаря врачу Ушацкой и предложная девушкам-медсестрам Анне и Ольге Ходыко. Помогали им Зоя Кособуцкая, Валя Берёзко и другие.
Большую помощь раненым оказывала подпольная комсомольская группа девушек. Они приносили пищу и одежду, переправляли выздоравливающих бойцов к партизанам. А врач Ушачская, рискуя головой, показывала фашистам свежие холмики за госпиталем к записи в журнале, которые подтверждали, что раненый красноармеец умер. Так удалось спасти многих бойцов.
Раненые, как только начинали поправляться, обсуждали, как им быть дальше. В больнице прочитали первую листовку. » Враг будет разбит, победа будет за нами» — эти слова набатом прозвучали в душе каждого. Но что могли сделать раненые, пленные люди? Тогда заговорил Александр Фёдорович Бардадин — красный комиссар, коммунист, который потом стал командиром партизанского отряда: «Надо, чтоб горела земля под санкт фашистов. Оружие мы добудем в бою».
Вскоре несколько красноармейцев фашисты отправили в лагерь для военнопленных. Стало понятно — такая участь ждет всех. На помощь пришли местные патриоты, они забирали раненых и передавали их в семьи жителей города и окрестных деревень. Зачастую женщины выходили замуж за раненых. Образовывались настоящие, крепкие семьи.
2 мая 1942 года бывшие пленные собрались в условленном месте, взяли винтовки, патроны и ушли в направлении деревни Пустынки. Так начался партизанский путь борьбы Яакова Юдина.
В Яакова Львовича было шестеро братьев. Все они воевали, двое погибли — под Смоленском и Ленинградом.
После окончания войны Яков Львович уехал к себе на родину — на Алтае у него остались жена и дети. Там он прожил до 1967 года.
Умерла жена, и Яков Львович возвратился в наш город. Свою судьбу он связал с Валентиной Дмитриевной Берёзко, которая работала в Сенненском РОНО главным бухгалтером. Яков Львович устроился на работу в первую сенненскую школу военруком. Работа с детьми ему очень нравилась. Он ходил с ребятами в походы по местам боевой славы, встречался с ветеранами Великой Отечественной войны, организовывал игры «Орленок» и «Зарница», пел в районном хоре ветеранов. Прекрасный человек: жизнерадостный, мудрый, трудолюбивый. Он вёл здоровый образ жизни и старался приобщить других.
Когда стал совсем слаб, уехал к себе на родину, в город Курган (Алтайский край), там его могила.
Людмила Криштопенко, руководитель кружка «Истоки» ГУО «Средняя школа №1 г. Сенно».