В память о настоящем милиционеру
10 ноября, в день, который не так давно отмечался как профессиональный праздник советских милиционеров, в деревне Осиновка Ходцаўскага сельсовета был открыт памятный знак. Его установили по инициативе руководства Сенненского РОВД и ветеранской организации на месте гибели участкового уполномоченного, старшего лейтенанта милиции Алексея Синкевича.
Из личного дела.
Синкевич Алексей Андреевич родился в 1923 году в деревне Каменка Сенненского района, погиб 5 сентября 1964 года при исполнении служебных обязанностей.
Служил в милиции с 1948 года.
В годы Великой Отечественной войны воевал в составе партизанского отряда имени Лазо второй бригады имени Заслонова и в действующей армии. После демобилизации служил в органах внутренних дел, в 1955 году окончил Ленинградскую школу милиции.
Награжден за участие в боевых действиях несколькими медалями, посмертно орденом Красной Звезды.
После его смерти Виктория Синкевич, жена погибшего милиционера, осталась с двумя малолетними детьми. Сейчас семья живет в Витебске. Все ее члены принимали участие в церемонии открытия мемориального знака. Кроме этого, присутствовали официальные лица из Витебского управления внутренних дел, личный состав Сенненского РОВД, ветераны, жители села. Благочинный сенненской округа протоиерей Николай Валачковіч провел чин освящения памятника, самым напомнив присутствующим, что смерть «за второй своя» — самая почетная.
Как это было
Среди сенненских ветеранов милиции есть люди, которые служили вместе с Алексеем Синкевичем.
Михаил Лукашевич:
— С Синкевичем мне пришлось служить три года. Это был уже опытный милиционер. Поэтому часто приходилось просить у него советы, в чем он никогда не отказывал.
Анатолий Спаткай:
— Синкевич сначала был участковым в Ульянавічах, а потом его перевели в Ходцы. Алексей был не против, ведь здесь жила его теща. Я всегда удивлялся его силе, которая сочеталась с необыкновенной добротой и доверчивостью.
… В тот раковый день Алексей Синкевич вместе с семьей приехал в Осиновку к теще. Жена захотела повидаться с сестрой, которая наведалась к родителям из Риги. А скоро в деревне появилось и оперативная группа отдела. По информации, в Асінаўцы находился Слан, местный житель, который некоторое время жил в России, был там осужден. После возвращения на родину его фамилия не раз фигурировала в милицейских сводках. На этот раз в Ходцах он украл аппаратуру передвижной кінаўстаноўкі. А главное, из школы исчезло малокалиберная винтовка. Милиционеры с большой долей вероятности считали, что и в этом деле без Вячеслава Москалева не обошлось.
Члены оперативной группы прежде всего встретились с Синкевичем, ведь все же это был его участок и он был включен в состав группы. К тому же, дом, где преступник мог находиться, стояла как раз напротив дома тещи Синкевича. Установленные наблюдения подтвердили подозрения милиционеров. Дом окружили, а преступнику предложили выйти. В ответ прозвучал выстрел.
— Москалей в доме был не один. Он повсюду водил с собой подростка, с которым приехал из России. Если парень решил выйти к милиционеров, Слан прострелил ему ногу, — вспоминала Виктория Синкевич.
И все же Алексей Синкевич, который не раз по-соседски общался с Маскалёвым, решил поговорить с ним. О своем намерении он громко сообщил и без оружия вышел на открытую площадку перед домом. Выстрел прозвучал во второй раз…
Пуля попала в живот и застряла в позвоночнике. Раненого занесли в дом, поехали по медицинскую помощь. Доехать к месту происшествия медики не смогли. Синкевича понесли на руках, потом везли по разбитой дороге. В Сенненской районной больницы хирурга необходимой квалификации не оказалось, поехали в Богушевск за Баканавым. Во время операции Алексей Синкевич умер.
Смерть милиционера не осталась не адпомшчанай, хотя в тот день преступнику удалось сбежать. Через некоторое время он попытался остановить женщину-паштальёнку, которая ехала на велосипеде. Если та приказ не выполнила, выстрелил вдогонку. Усилия милиционеров районного отдела, которых на то время было всего 27 человек, результатов не давали. На подмогу вызвали бойцов оперативного полка милиции. Во время проведения операции по задержанию преступники Москалева загнали в озеро. Поняв, что на этот раз ускользнуть не удастся, он застрелился.
Алексей Синкевич посмертно был награжден орденом Красной Звезды. Жена вместе с двумя малолетними детьми получила квартиру в Витебске. Позже в Сенно одна из улиц была названа в честь милиционера, на здании РОВД появилась мемориальная доска. и вот — памятный знак на месте, где милиционер получил смертельное ранение.
Каждый, кто соглашается на службу в милиции, безусловно, понимает, что она связана с риском для жизни. Но рискнуть жизнью ради друзей, ради исполнения своих должностных обязанностей под силу далеко не каждому. Нужен стержень личности, которым Алексей Синкевич, безусловно, обладал, каким владели другие милиционеры, которые погибли при исполнении служебных обязанностей. На Витебщине только за новейшую историю белорусской милиции это случалось 9 раз. Памятный знак в Асінаўцы установлены и в их память.
Александр ЛОЗЮК.
На снимках: во время открытия мемориального знака в честь Алексея Синкевича.