Вы просматриваете: Главная > Культурная жизнь > Глина. Она женского рода.

Глина. Она женского рода.

Глина. Яна жаночага роду.Главное в керамике — терпение, терпение и еще раз терпение. Терпеливо нужно вымешваць глину, терпеливо лепить, потом терпеливо ждать, пока изделие обсохнет, терпеливо обжигать его в печи. И только после всех этих манипуляций длинное терпение мастера вознаграждается глиняном шедевром. Ради того стоит потерпеть трудоемкий и грязный для женских ручек процесс, уверена руководитель кружка керамики при Доме ремесел Инесса Сапроненка.

Глина. Яна жаночага роду.

декола москва

Глина захватила ее еще во время работы в школе. 25 лет Инесса Леонидовна преподавала в СШ №1 им. С.Азгура изобразительное искусство. Одна из первых стала использовать этот природный материал на занятиях с учениками. Однако время на керамику был ограничен рамками школьной программы. Выйдя на пенсию, Инесса Леонидовна не преминула сконцентрировать всю свою творческую энергию на любимой глине.

Помещение кружка комфортным не назовешь. Свободного пространства почти нет. Повсюду расставлены столы, на полу стоят емкости с жидкой коричневой кашыцай — там глина «вылёжваецца». Большую часть занимают главные инструменты керамиста — гончарный круг (электрическое) и обжигательная печь. Температура внутри доходит до 1000 градусов — стекло плавится! А вот элементарного, где помыть руки, нет. Несмотря на все неудобства, здесь царствовать атмосфера творчества. Поднимаешь глаза вверх и понимаешь, чем так манит глина. Стены украшают лепленыя панно, збаночкі, вазочки. На полках обсыхают детские работы. Можно здесь увидеть и собственную коллекцию глиняной посуды мастера Сапроненкі, адшуканага у деревенских бабушек. Глякі, кувшинки, кувшины… Каждый из них предназначался для определенного продукта. Говорят, в глиняной посуде, в холодильнике, молоко долго не портится. Современная керамика более декоративная. Чего только из уступчивого материала сегодня не лепят. Даже цветы. Однако популярнейшим сувениром, особенно в детской аудитории, во все времена остается свистулька. Кстати, это не просто детская забава. По такому принципу делается национальный музыкальный инструмент — окарина — и стоит она не дешево.

Воспитанники Инессы Леонидовны также осваивать науку лепки свистулек (дело, считай, ювелирный), работают на гончарном кругу. Бывает и брак. Да только в руках настоящего мастера этот брак может стать как раз той самой «изюминкой».

У Инессы Сапроненкі много личных творческих задумок. Мастер занимается возрождением авторских «лялечак» некогда известного сенненского гончара-самоучки Геннадия Глухарова. В планах сделать серию панно с изображениями архитектурного наследия Сенненшчыны.

У каждого из нас есть талант, уверена Инесса Леонидовна. Однако если у человека нет склонности к этой работе, талант не поможет ему добиться успехов.

Склонность и талант художницы в самой Инессы Сапроненкі (коренной витебчанки) проявились еще в младенчестве. Она стала неистово рисовать, как только научилась держать в руке карандаш.

— Меня не нужно было заинтересовывать, как сегодня того требуют от учителей. Желание должно идти изнутри человека.

Любопытная девочка посещала все возможные кружки, якгераіня известного детского стишка. Как-то ее привели в студию рисования при Доме пионеров, она с ходу и лучше всех нарисовала выставлены табурет.

Естественно, что дальнейшая судьба привел ее на художественно-графический факультет Витебского пединститута.

— Наш «худграф» называли не иначе как «Умелые руки». Чему нас только там не учили! Оттуда я вышла, можно сказать, специалистом широкого профиля.

В своей педагогической практике Инесса Леонидовна стремилась также знакомит учащихся с различными видами искусства, материалами: живопись, акварель, керамика, металлопластика, соломоплетение и др. Многие ученики пошли по стопам своего учителя, получили художественные и архитектурные специальности. Она стала першапачынальнікам художественного уклона в школе.

— Никогда не думала, что он при мне же и закроется. Это большая потеря и для школы, и для учеников. Художниками, конечно, все не станут, но художественное развитие поспособствует каждому в жизни.

Искусство сегодня нужно пропагандировать, уверена Инесса Леонидовна:

— У нас уже целый год работает сувенирный магазин, однако и до сих пор мало кто из горожан знает о ней. Мои талантливые коллеги делают настоящий эксклюзив, который нигде не найдешь и не повторишь. Вот это и нужно ценить.

Ольга Бондаревич.

Обсуждение закрыто.