Вы просматриваете: Главная > Социальная жизнь > Мошканские школьники делают древнеславянские обереги своими руками

Мошканские школьники делают древнеславянские обереги своими руками

Мошканские школьники делают древнеславянские обереги своими рукамиЧто у славянских народов обряды, традиции, поверья, основанные на жизненном опыте, выдумке, фантазии, желании понять тайное, сопутствуют человеку на протяжении всей жизни, занимают особое место — факт известный и научно доказанный. Издавна существует твердая уверенность, что необходимо не только придерживаться этих традиций, но сохранять, беречь их, передавать своим внукам.

Изготовление сувениров-оберегов на занятиях кружка «Красота своими руками» стало хорошей возможностью приобщения к уникальному наследию предков, которые всегда стремились защитить свой дом и украшали его оберегами.

Особое место в доме занимали Домовой — известный персонаж народных сказок и поверий. Его почитали как доброго хозяина жилища, с ним старались поддерживать хорошие отношения, не забывая обращаться ласковыми словами, оставляя ему немного вкусной йоды. Верили, что тогда Домовой отплатит добром за добро: сохранит мир и покой в семье, сбережет дом от бед и разорения, станет помогать по хозяйству.

Вот и мы решили «поселить» у себя забавного Домовичка Кузю вместе с подругой Домовихой Фросей.

Веник — древнейший оберег. Его мы связали из высушенной травы, украсив сухоцветами и семенами овощных культур — символами здоровья, любви, достатка, долголетия. Множество примет и поверий связано с веником. Веник, подвешенный вверх метелкой, — к деньгам, а подвешенный возле двери метелкой вниз, — выметает из дома болезни, горе, ненастье. Веником-оберегом предки обметали все углы дома по часовой стрелке. Такой веник украшали особенно. Считалось, чем он наряднее, тем большей силой обладает.

Мошканские школьники делают древнеславянские обереги своими рукамиОсобое внимание мы уделили Подкове на счастье. Ведь она — одна из самых древнейших и известных талисманов успеха, удачи, богатства. Это поверье пошло с тех времен, когда лошадь была самой большой ценностью в хозяйстве. И далеко не каждый мог подковать свою лошадку, слишком дорогой была эта работа. Как ни старались кузнецы, а подковы всеравно терялись, и для тех, кто находил их — это было огромной удачей и счастьем (можно было продать или переплавить для своей лошадки).

Свои Подковы на счастье мы изготовили из плотного картона, обтянув мешковиной и льняной тканью. Каждый самостоятельно придумал украшения для своего оберега. Для этого использовали семена с древними символическими значениями: пшеница и рожь — достаток; гречка — сила, теплота дружеских отношений; кукуруза — взаимопонимание, благополучие в семье; пшено — богатство; горох — крепкое здоровье; лен материнская любовь, уверенность; подсолнечник — дети в доме, тепло, радость и добро; мак — охраняет от сглаза; фасоль — продолжение рода. Некоторые добавили в украшение своих Подков стразы, бисер, пайетки, бусинки, декоративную тесьму.

Готовые Подковы ребята повесили у себя дома над дверью. Как это правильно сделать обсуждалось сообща. Ведь существует два варианта: повесить подкову «рожками» вниз — она защитит дом от злых сил, а если вверх дом наполнится удачей и благополучием. Мы решили выбрать второй вариант, чтобы счастья в доме была «полная чаша».

Немаловажное значение имеет и то, что дети по доброй воле, с большим желанием и от чистой души изготавливали свои обереги. Ведь по поверью обереги не могут быть изготовлены для самого себя, а самые сильные из них те, которые сделаны кровными родственниками. В процессе работы каждый думал о своей семье, о счастье в ней.

Знакомство с традициями, обрядами и поверьями, изготовление сувениров-оберегов оказалось весьма актуальной и познавательной темой, как для детей, так и для их родителей.

На уроках белорусской литературы в 5 классе, где изучается тема «Устное народное творчество», затрагиваются обычаи и традиции белорусского народа, его вера в мифологические силы, наши работы стали наглядным пособием. Выставка работ вызвала неподдельный интерес и желание приобщиться к этому занятию.

И хотя сувениры-обереги можно купить во многих магазинах, они, возможно, красивее и по цене дороже. Но для нас они стали неиссякаемым источником вдохновения, творчества, которое подарило радость, помогло развить фантазию, самостоятельность, инициативу, художественный и эстетический вкус. В любом случае отрадно, что благодаря этому занятию и увлеченности ребят, возрождаются народные традиции, а это дорогого стоит.

Татьяна

Кореневская,

учитель обслуживающего труда ГУО «Мошканская детский сад-средняя школа им.А.К. Горовца

Сенненского района».

На снимке: участники кружка «Красота своими руками» с сувенирами-оберегами, изготовленными на занятиях кружка.

Обсуждение закрыто.