Вы просматриваете: Главная > Культурная жизнь > Не нужно мне твое пивко, а нужно мне твое славцо!

Не нужно мне твое пивко, а нужно мне твое славцо!

Не трэба мне тваё піўцо, а трэба мне тваё слаўцо!Мы много размышляем о родной язык, о ее место падчерицы рядом с русской, забывая часто самое важное: чтобы любить язык, нужно ее знать! А мы, неблагодарные, не знаем или знаем очень слабо — на уровне “трасянки”. И поэтому получается замкнутый круг… Даже в ВУЗАХ на неспецыяльных факультетах государственная русский язык почти не изучается. Вообще, в Беларуси с языками сложилась какая-то безумно-дикая ситуация — национальная образование осуществлялось в отрыве от родной культуры. А несфармаванасць национального самосознания, слабая ориентировка белорусов в области национально-культурных вопросов создали отвратительную почву для возникновения глубоких деформаций в сфере межнационального общения. И когда к нам приезжают гости, они сразу удивляются: “А почему вы в Беларуси разговариваете по-русски?” А мы даже не по-русски — мы на “трасянке”, забывая, что родной язык — это НЕРУШ (словечко это подарил нашей языке известный поэт нации Рыгор Бородулин — как меткое определение нетронутых запасов земли и природы Родины, необъятных возможностей душ белорусов, их языка). А “трасянка”? Это, в прямом значении, стрэсенае сено с соломой, которые идут зимой на корм скоту. Другими словами, чтобы обмануть коровку-кормилицу… А кого же обманываем мы, белорусы?

Само обеднение языка, ограничение ее употребления ведут, вообще, к падению всей культуры нации. Нашем языке, как воздух, нужен не формальный статус государственности, а прежде всего — статус ее достоинства и достоинства. У нас многие забывают, что именно школа в значительной степени и определяет характарграмадства, того самого, где в сиротском виде находятся даже памятники и кладбище писателей. Нам нужно более активно развивать отечественное краеведение, ведь это малая, но и чрезвычайно большая история Отечества. В этой малой наследству — наши истоки. Белорусские ученики не знают своих корней, своего рода, а значит, и не умеют ценить родное… Да и учителя нередко забывают, что встречи с писателями — это настоящий праздник родного слова в школе. Наши учебники родной литературы, хрестоматии с “вырванными разделами” часто какие-то искусственные, ведь произведения, представленные в них, не соответствуют интересам, возрастным особенностям учеников — из-за своего невысокого эстетического уровня. В школах Беларуси не царит культ родного слова, нет престижа белорусского языка в сравнении с теми же английском, немецком, французском… Наши флагманы науки и просвещения — Белорусский государственный университет, Белорусский государственный педагогический университет белорусскими являются только по названиям учреждений. Наш Первый Национальный канал — совсем не первый и не национальный. По моему мнению, сейчас наблюдается неразбериха даже в понятиях: “белорусский”, “отечественный”. На первый взгляд, кажется, понятно, отечественный — значит, белорусский. Ведь у нас одна отчизна — Беларусь. Однако в учебных заведениях есть предметы, спецкурсы под названием “Отечественная и мировая литература”, где в одних заведениях под отечественной понимают и изучают белорусскую литературу, а в других — русский. Так Республика Беларусь постепенно лишалась своей национальной специфики. Именно под крышей государственных и учебных заведений наш язык должна, прежде всего, находится под охраной общества, властей, государства как самый главный духовный сокровище нации. В отношении языка нации не должно быть каких-то абывацельскіх отношений — “нравится — не нравится”, “пригодится — не пригодится”. Агитировать за язык нужно не родителей учеников — это то же самое, что прийти в магазин и очередь людей, которые стоят за водкой, уговаривать не покупать ее… Это должно быть решено на государственном уровне! Чиновник, не зная русского языка, не должен служить в госорганах.

Ф.М.Достоевский еще в 1865 году писал: “Язык — это народная вера в себя, в собственные силы — вовсе не застой, а, наоборот, залог энергии жизни и никак не исключает прогресса и успеха. Без этой веры в себя не выстоял бы, например, на протяжении веков белорусский народ и не спас бы себя никогда”. Предки спасли, а мы сегодня забываем, что родное слово — паўнаплынная языковая река.

Мы — единственная республика, которая не имеет ни среднего, ни высшего образования на своем языке. Это лишь формально на почетных форумах утверждается, что наш язык “равная среди равных”. У нас распространилась даже такая практика, что названия нередко не переводятся с русского языка, а лишь предоставляются белорусскими буквами.

…Покупатель хочет в киоске купить газету “Культура”. Кіяскёрка тут же предупреждает: “Она по-белорусски!” Будто, по-белорусски — это значит не по-человечески… Вот где наша национальная униженность, самааплявузгванне.

Считаю, что в ХХІ веке ответственная задача учителей — и не только славеснікаў — довести до сердца и ума каждого школьника любовь и уважение к родному слову. Наши дети с младенчества должны осознавать, что без родного языка невозможно создание прочного Духовного Стержня красноречивых деяний и поступков нации. И взрослым, зрелым белорусам, также нужно с большим уважением пользоваться Словом, в котором сердцу слышится глагол “поймать” — так, благодаря Слову, поймать первую очередь народное наследие и мудрость.

От предков до нас дошло: “В начале было Слово, и Слово было от Бога. И Бог был Слово…” Мы элементарно не знаем красивой и загадочной культуры славян, белорусов… И считаем это нормальным. Но народ не может существовать без знания своего прошлого! Даже при царизме были неофициальные белорусские школы.

У нас даже многие вывески учреждений, магазинов, населенных пунктов часто написаны паруску или даже какими-то непонятными иностранными буквами — смысл последних назвал совершенно непонятен населению…

Талантливый пророк нации Василь Быков неслучайно отводил родной литературе функцию сигнала тревоги — ЗНАКЕ БЕДЫ… Именно так, с тревогой и озабоченностью, и мы должны воспринимать нашу сложную языковую, литературную ситуацию, если не хотим жить и дальше в жерновах безобразного и отвратительного, если белорусам отказывается почетное право быть настоящими Белорусами.

Моя же самая большая мечта — жить в ХХІ веке в белорусской Беларуси! В красивой озерно-васильковой Беларуси. Родина! Не нужно мне твое пивко, а нужно мне твое славцо! Давайте же все вместе, каждую минуту, открывать для себя красоту и неповторимость родного языка и литературы. Наша вера в свое Слово должна быть святой и сознательной!

Константин КОРНЕЛЮК , педагог, читатель.

Обсуждение закрыто.