Вы просматриваете: Главная > Экономика по миру > От Пруссии до Маньчжурии

От Пруссии до Маньчжурии

Ад Прусіі да МанчжурыіВ начале войны Ивану Соловьеву исполнилось 10 лет. Он был пятым в многодетной семье Соловьевых, которая жила в деревне Уздорнікі Ульянавіцкага сельсовета. Если на оккупированной территории Беларуси развернулось партизанское движение, Иван вместе с другими деревенскими детьми помогал народным мстителям…

Мальчишки предупреждали партизан о появлении в деревне немцев и полицаев. Существовал условный знак. в первом доме деревни стояла навес с большими воротами: если ворота были закрыты — враги в деревне, открыты — их нет. Сотрудничать с партизанами было очень опасно. Однако маленький Иван и еще несколько мальчишек не казались…

В четырнадцатилетним возрасте он попал в ряды Красной Армии. Иван помогал ремонтировать машины. Строил фронтовые дороги через балоцістыя месте Литвы.

— Наша часть 35 АМСБ (отдельная мотострелковая бригада)3-го Белорусского фронта прошла Белоруссию, Литву, Восточную Пруссию, дошла до Кенигсберга, — вспоминает Иван Григорьевич. Потом направили на Дальний Восток, где маленький красноармеец находился до 46-го года. Воевал на территории Маньчжурии.

В послевоенное время Иван Соловьев в фабрично-заводском училище(ФЗВ) Витебска получил специальность плотника. С пищевой карточной системой парень был обеспечен едой. Однако, родные в деревне оставались в сложном положении. Иван Григорьевич вынужден был вернуться на малую родину, где устроился работать трактористом в Сенненской МТС.

В 50-м году его снова забрали в армию: служба в Красной Армии в годы Великой Отечественной войны в непрызыўным возрасте не засчитывались. Четырнадцать лет был техником самолетов в Эстонии. Демобилизовавшись, окончил вечернюю школу, поступил в Таллінскі политехнический институт. Был на руководящей должности. За плечами еще две сярэднеспецыяльныя учреждения образования. После «перестройки» отношения в Эстонии до бывших советских солдат изменились: их считали чуть ли не оккупантами. Иван Григорьевич вернулся на родину. В Большом Азярэцку ему выделили дом.

Несколько лет был на посту старейшины деревни. Однако, уже сколько времени, эти обязанности не выполняет — здоровье подводит. Вот и во время нашей встречи Иван Григорьевич Соловьев находился не в уютном домашнем кресле, а на больничной койке. «Сердце стало часто барахлит,» — с грустью говорит ветеран.

Про его активную жизненную позицию честно рассказывали две мои спутницы из районного совета ветеранов: председатель Ядвига Ивановна Сыраваткіна и ответственный секретарь Тамара Васильевна Рыжкова, которые всегда поддерживают и подбадривают Ивана Григорьевича. Будучи старейшиной Иван Григорьевич вместе со школьниками благоустроил много памятников Великой Отечественной войны, мест массового захоронения.

Рядовой Соловьев 35-го АМСБ 3-го Белорусского фронта от имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования на фронте и проявленные при этом доблесть и мужество отмечены медалью «За боевые заслуги». За отвагу и стойкость награжден орденом Отечественной войны II степени. В копилке наград имеются 15 юбилейных медалей.

В свои немолодые годы Иван Григорьевич через слезы вспоминает моменты тех незабываемых военных дней: тяжелая работа, ужас, голод, холод, жестокость оккупантов, налеты самолетов, шквал атак… Однако, самый незабываемый для Ивана Соловьева изображение, как по возвращении с фронта их встречали девушки с цветами. И ему, маладзенькаму освободителю, на зависть физика доставалось больше букетов.

Жизнь бежит, словно вода в реке. Многое осталось в тех далеких временах, многое уже забывается. У Ивана Григорьевича Соловьева остался один брат, с которым встречаются очень редко, ведь живет то далеко в России. Однако Иван Григорьевич не теряет бодрого настроения, верить в светлое будущее, с нетерпением и со слезами на глазах всегда ждет самого главного праздника — Дня Победы.

Ирина ГОРБАЧЕВА.

На СНИМКЕ: Иван Соловьев с сотрудниками районного совета ветеранов.

Обсуждение закрыто.